РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


Что такое «иммерсивность» и как её изучать? Обзор встречи семинара по исследованиям медиа и образа
09.11.2021

Что такое «иммерсивность» и как её изучать? Обзор встречи семинара по исследованиям медиа и образа


25 октября состоялась очередная встреча семинара Факультета культурологии РГГУ по исследованиям медиа и образа «Культурные практики в технологических медиа средах». В этот раз участники обсуждали понятие и методы исследования иммерсивности. 

В начале встречи руководитель семинара канд. ист. наук Ирина Николаевна Захарченко сделала доклад на тему «Иммерсивность в технологических средах: подходы к изучению»

В докладе, ссылаясь на работу современного теоретика Х. У. Гумбрехта «Производство присутствия: Чего не может передать значение», Ирина Николаевна продемонстрировала актуальность исследований иммерсивности (от лат. immersio и immergo, «погружение» и «погружаю»): в цифровую эпоху человеческие познавательные стратегии смещаются с поиска толкований и значений в сторону чувственного и эмоционального опыта, опыта «вовлечения». Основная часть доклада была посвящена представлению подходов к изучению иммерсивности у различных теоретиков. Так, было показано, что у О. Грау («Эмоции и иммерсия: ключевые элементы визуальных исследований») иммерсивность связана с технологическими способами эмоционального вовлечения в виртуальную среду. Схожей представляется концепция В. Вольфа (“Aesthetic illusion as an effect of fiction”): он считает иммерсивностью ситуацию экспериментального, необыденного вовлечения в пространство репрезентации. В отличие от О. Грау и В. Вольфа М.-Л.Райан (“Narrative as Virtual Reality”) предлагает ввести два уровня трактовки иммерсивности: с одной стороны, как эффект восприятия (субъектно-ориентированный подход), с другой — как технологию, этот эффект вызывающую (объектно-ориентированный подход). А. Крейг и У. Шерман (“Understanding Virtual Reality”), в свою очередь, предлагают в интерпретации иммерсивности разделять ментальное погружение (mental immersion) и обеспечиваемое технологиями физическое погружение (physical immersion). Этот же подход развивают авторы коллективного  исследования  “Immersivity: An Interdisciplinary Approach to Spaces of Immersion”, в котором предлагается использовать разные понятия для описания состояния субъекта в иммерсивных пространствах («иммерсия» как состояние, immersion) и для исследования способности технологии вызывать это состояние («иммерсивность»,  immersivity).


Завершила Ирина Николаевна свой доклад обоснованием тезиса о необходимости изучения иммерсивности в междисциплинарном пространстве, где могут быть применены знания о вне рациональных способах постижения мира, соматических и нейропсихических трансформациях субъекта в техномедиасредах, перформативных практиках, механизмах работы с репрезентациями. 

Упомянутые работы можно найти в групповой библиотеке семинара на zotero. Доступ к библиотеке предоставляется активным участникам семинара.

После доклада аспирантка кафедры истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ Ольга Щедрина на нескольких примерах представила возможности создания иммерсивных сред с помощью цифровых технологий. Участники семинара активно включились в обсуждение вопросов, связанных с определением содержания и границ понятия «иммерсивность». Обсуждались, в частности, различия состояний в ситуации обыденного вовлечения и интерактивности — чтения книг, игры в компьютерные игры, — от иных ситуаций, в наше время потребовавших отдельного имени. Участники обратили внимание на то, что слово «иммерсивность» активно используется в рекламе театральных постановок и выставок, причём как в контексте обращения к цифровым технологиям, так и вне него. Аспирант кафедры истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ Андрей Петропавлов предложил рассмотреть несколько иммерсивных проектов Музея истории ГУЛАГа, в котором он работает, формулируя важные вопросы о моделирования иммерсивности, её различии с развлечением, а также об определении выставок в качестве «иммерсивных». Во время обсуждения были определены важные различия в самих  дискурсах интерактивности и иммерсивности, предложены рабочие определения иммерсивности как явления, а также представлены некоторые оригинальные пути для её исследования. 



Следующая встреча семинара «Культурные практики в технологических медиа средах» состоится онлайн (на платформе zoom) 29 ноября, в 17:00 по московскому времени. Встреча будет посвящена взаимосвязи медиа и воображения.

Зарегистрированные участники получают на почту информационное письмо с текстом К. Вульфа, с которым рекомендуется ознакомиться перед заседанием. Регистрация — mediastudies.ru




Поделиться новостью в Телеграм!
Факультет культурологии
читайте также
06 марта 2025
В РГГУ прошла VII Всероссийская научно-практическая конференция «Профессия – культуролог»

22 февраля 2025 г. в рамках Недели карьеры факультета культурологии прошла ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция «Профессия – культуролог – VII»

04 марта 2025
«Геральдика в “средневековых” компьютерных играх»

26 февраля 2025 г. в РГГУ прошла встреча участников научного семинара «Фантастическое в популярной культуре». Серию заседаний, объединённых темой «Медиевализм в фантастических мирах», открыл доклад об использовании средневековой геральдики в компьютерных играх.

03 марта 2025
В РГГУ прошла встреча на тему «Христианство и наслаждение»

27 февраля 2025 г. в РГГУ в рамках цикла «Христианские ценности в современном мире» прошла беседа на тему «Христианство и наслаждение», организованная факультетом культурологии совместно с Институтом психологии им. Л.С. Выготского РГГУ. 

01 марта 2025
Практики коммуникации в фандоме молодежного сериала обсудили на семинаре факультета культурологии

24 февраля в онлайн-формате состоялось очередное заседание семинара «Культурные практики в технологических медиа средах». С докладом на тему «Анонимность vs партиципация: практики коммуникации в фандоме молодежного сериала» выступила Анастасия Россинская, магистр искусствоведения, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета.

27 февраля 2025
На факультете культурологии прошла Неделя карьеры 2025

В рамках Недели карьеры 17 - 22 февраля были проведены лекции и мастер-классы от выпускников и преподавателей факультета культурологии, а также от специалистов в сфере трудоустройства.

20 февраля 2025
Состоялось заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве»

В среду 19 февраля 2025 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве».

20 февраля 2025
Студенты РГГУ приняли участие в реставрации советских икон

В УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ в понедельник 17 февраля 2025 г. состоялась реставрация и каталогизация советских икон, собранных во время полевой практики.

20 февраля 2025
Выставка советских икон в Воронеже

14 февраля 2025 г. в Воронежском художественном музее им. И.Н. Крамского открылась экспозиция советских икон «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие», организованная научными сотрудниками РГГУ. Выставка продлится до 6 апреля 2025 г.

05 февраля 2025
На факультете культурологии обсудили культурные трансформации мифа об искусственной женщине

25 января состоялась встреча научного онлайн-семинара Факультета культурологии РГГУ «Мифология и фольклор в контексте современной культуры». Аспирант кафедры ИТК РГГУ Татиана Крувко представила доклад на тему «Миф об искусственной женщине: традиция и современность».

27 января 2025
Магистрант РГГУ стал стипендиатом Исследовательского центра Еврейского музея

Магистрант факультета культурологии Федор Трофимов в 2024/2025 учебном году стал участником программы стипендий для студентов магистратуры и аспирантов, которая осуществляется Исследовательским центром ЧУК «Еврейский музей и Центр толерантности» при финансовой поддержке А.И. Клячина.