РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


Что такое «иммерсивность» и как её изучать? Обзор встречи семинара по исследованиям медиа и образа
09.11.2021

Что такое «иммерсивность» и как её изучать? Обзор встречи семинара по исследованиям медиа и образа


25 октября состоялась очередная встреча семинара Факультета культурологии РГГУ по исследованиям медиа и образа «Культурные практики в технологических медиа средах». В этот раз участники обсуждали понятие и методы исследования иммерсивности. 

В начале встречи руководитель семинара канд. ист. наук Ирина Николаевна Захарченко сделала доклад на тему «Иммерсивность в технологических средах: подходы к изучению»

В докладе, ссылаясь на работу современного теоретика Х. У. Гумбрехта «Производство присутствия: Чего не может передать значение», Ирина Николаевна продемонстрировала актуальность исследований иммерсивности (от лат. immersio и immergo, «погружение» и «погружаю»): в цифровую эпоху человеческие познавательные стратегии смещаются с поиска толкований и значений в сторону чувственного и эмоционального опыта, опыта «вовлечения». Основная часть доклада была посвящена представлению подходов к изучению иммерсивности у различных теоретиков. Так, было показано, что у О. Грау («Эмоции и иммерсия: ключевые элементы визуальных исследований») иммерсивность связана с технологическими способами эмоционального вовлечения в виртуальную среду. Схожей представляется концепция В. Вольфа (“Aesthetic illusion as an effect of fiction”): он считает иммерсивностью ситуацию экспериментального, необыденного вовлечения в пространство репрезентации. В отличие от О. Грау и В. Вольфа М.-Л.Райан (“Narrative as Virtual Reality”) предлагает ввести два уровня трактовки иммерсивности: с одной стороны, как эффект восприятия (субъектно-ориентированный подход), с другой — как технологию, этот эффект вызывающую (объектно-ориентированный подход). А. Крейг и У. Шерман (“Understanding Virtual Reality”), в свою очередь, предлагают в интерпретации иммерсивности разделять ментальное погружение (mental immersion) и обеспечиваемое технологиями физическое погружение (physical immersion). Этот же подход развивают авторы коллективного  исследования  “Immersivity: An Interdisciplinary Approach to Spaces of Immersion”, в котором предлагается использовать разные понятия для описания состояния субъекта в иммерсивных пространствах («иммерсия» как состояние, immersion) и для исследования способности технологии вызывать это состояние («иммерсивность»,  immersivity).


Завершила Ирина Николаевна свой доклад обоснованием тезиса о необходимости изучения иммерсивности в междисциплинарном пространстве, где могут быть применены знания о вне рациональных способах постижения мира, соматических и нейропсихических трансформациях субъекта в техномедиасредах, перформативных практиках, механизмах работы с репрезентациями. 

Упомянутые работы можно найти в групповой библиотеке семинара на zotero. Доступ к библиотеке предоставляется активным участникам семинара.

После доклада аспирантка кафедры истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ Ольга Щедрина на нескольких примерах представила возможности создания иммерсивных сред с помощью цифровых технологий. Участники семинара активно включились в обсуждение вопросов, связанных с определением содержания и границ понятия «иммерсивность». Обсуждались, в частности, различия состояний в ситуации обыденного вовлечения и интерактивности — чтения книг, игры в компьютерные игры, — от иных ситуаций, в наше время потребовавших отдельного имени. Участники обратили внимание на то, что слово «иммерсивность» активно используется в рекламе театральных постановок и выставок, причём как в контексте обращения к цифровым технологиям, так и вне него. Аспирант кафедры истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ Андрей Петропавлов предложил рассмотреть несколько иммерсивных проектов Музея истории ГУЛАГа, в котором он работает, формулируя важные вопросы о моделирования иммерсивности, её различии с развлечением, а также об определении выставок в качестве «иммерсивных». Во время обсуждения были определены важные различия в самих  дискурсах интерактивности и иммерсивности, предложены рабочие определения иммерсивности как явления, а также представлены некоторые оригинальные пути для её исследования. 



Следующая встреча семинара «Культурные практики в технологических медиа средах» состоится онлайн (на платформе zoom) 29 ноября, в 17:00 по московскому времени. Встреча будет посвящена взаимосвязи медиа и воображения.

Зарегистрированные участники получают на почту информационное письмо с текстом К. Вульфа, с которым рекомендуется ознакомиться перед заседанием. Регистрация — mediastudies.ru




Поделиться новостью в Телеграм!
Факультет культурологии
читайте также
27 декабря 2024
Творчество пионера медиаарта С. М. Зорина обсудили на Факультете культурологии

26 декабря состоялась встреча онлайн-семинара по изучению медиа и образа «Культурные практики в технологических медиа средах». С докладом на тему «Световое искусство XX века: от аналогового к цифровому» выступила ученица светохудожника С. М. Зорина, психолог Дарья Ивановна Голованова.

26 декабря 2024
Монография «Визуальный образ и его медиум» получила диплом Премии Гильдии киноведов и кинокритиков

25 декабря 2024 года в Белом зале Центрального дома кино состоялась торжественная церемония награждения IV Премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России в области аудиовизуального творчества, исследования искусства экрана и художественной критики.

24 декабря 2024
В РГГУ состоялась встреча на тему «Христианское отношение к врагу – утопия или реальность?»

20 декабря в РГГУ состоялась встреча «Христианское отношение к врагу – утопия или реальность?», организованная факультетом культурологии совместно с Институтом Психологии им. Л.С. Выготского в рамках цикла «Христианские ценности в современном мире». В неформальной обстановке – за чаем – собрались учащиеся бакалавриата, магистратуры, дополнительного образования разных факультетов и вузов.

24 декабря 2024
На семинаре факультета культурологии обсудили тематический номер журнала ГРЦ (№ 3, 2024)

В понедельник 23 декабря 2024 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве». Докладчиками выступили Д.И. Антонов, Д.Ю. Доронин и А.И. Завьялова. Авторы представили подготовленный ими тематический номер журнала «Государства, религия, церковь в России и за рубежом» (№ 3, 2024), посвященный советским иконам и материальной религии эпохи СССР.

22 декабря 2024
Итоги работы семинара «Современный театр в культурологической перспективе изучения»

Научный семинар «Современный театр в культурологической перспективе изучения» факультета культурологии подводит итоги работы в осеннем семестре 2024 – 2025 г.

20 декабря 2024
Преподавательница РГГУ Гавришина О. В. приняла участие в выпуске подкаста «История истории»

Доцент кафедры истории и теории культуры Оксана Вячеславовна Гавришина приняла участие в подкасте «История истории». Ведущий подкаста – Артём Клюев, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Тема выпуска «„Визуальный поворот“ и современная историческая наука».

10 декабря 2024
Студенты РГГУ посетили Рождественский базар в Немецкой школе

Международный учебно-научный центр «Высшая школа европейских культур» факультета культурологии РГГУ вновь организовал для студентов экскурсию на Рождественский базар в Немецкой школе.

07 декабря 2024
Искусство новейших генеративных медиа обсудили на Факультете культурологии

3 декабря состоялась встреча онлайн-семинара по изучению медиа и образа «Культурные практики в технологических медиа средах». С докладом на тему «Искусство новейших генеративных медиа» выступил магистрант факультета культурологии Павел Печенкин.

04 декабря 2024
Студенты РГГУ посетили Гёте-Институт

27 ноября 2024 г. международный учебно-научный центр «Высшая школа европейских культур» факультета культурологии РГГУ организовал для студентов экскурсию в Гёте-Институт с посещением выставки, приуроченной к юбилею Франца Кафки.

03 декабря 2024
В РГГУ открылась выставка «Русские юристы — деятели судебной реформы»

2 декабря в рамках проекта «100 юбилейных дат» в РГГУ открылась выставка «Русские юристы — деятели судебной реформы», организованная факультетом культурологии при участии юридического факультета и посвященная 160-летию утверждения императором Александром II новых российских судебных законов 20 ноября (2 декабря)1864 г.