25 октября состоялась очередная встреча семинара Факультета культурологии РГГУ по исследованиям медиа и образа «Культурные практики в технологических медиа средах». В этот раз участники обсуждали понятие и методы исследования иммерсивности.
В начале встречи руководитель семинара канд. ист. наук Ирина Николаевна Захарченко сделала доклад на тему «Иммерсивность в технологических средах: подходы к изучению».
В докладе, ссылаясь на работу современного теоретика Х. У. Гумбрехта «Производство присутствия: Чего не может передать значение», Ирина Николаевна продемонстрировала актуальность исследований иммерсивности (от лат. immersio и immergo, «погружение» и «погружаю»): в цифровую эпоху человеческие познавательные стратегии смещаются с поиска толкований и значений в сторону чувственного и эмоционального опыта, опыта «вовлечения». Основная часть доклада была посвящена представлению подходов к изучению иммерсивности у различных теоретиков. Так, было показано, что у О. Грау («Эмоции и иммерсия: ключевые элементы визуальных исследований») иммерсивность связана с технологическими способами эмоционального вовлечения в виртуальную среду. Схожей представляется концепция В. Вольфа (“Aesthetic illusion as an effect of fiction”): он считает иммерсивностью ситуацию экспериментального, необыденного вовлечения в пространство репрезентации. В отличие от О. Грау и В. Вольфа М.-Л.Райан (“Narrative as Virtual Reality”) предлагает ввести два уровня трактовки иммерсивности: с одной стороны, как эффект восприятия (субъектно-ориентированный подход), с другой — как технологию, этот эффект вызывающую (объектно-ориентированный подход). А. Крейг и У. Шерман (“Understanding Virtual Reality”), в свою очередь, предлагают в интерпретации иммерсивности разделять ментальное погружение (mental immersion) и обеспечиваемое технологиями физическое погружение (physical immersion). Этот же подход развивают авторы коллективного исследования “Immersivity: An Interdisciplinary Approach to Spaces of Immersion”, в котором предлагается использовать разные понятия для описания состояния субъекта в иммерсивных пространствах («иммерсия» как состояние, immersion) и для исследования способности технологии вызывать это состояние («иммерсивность», immersivity).
Завершила Ирина Николаевна свой доклад обоснованием тезиса о необходимости изучения иммерсивности в междисциплинарном пространстве, где могут быть применены знания о вне рациональных способах постижения мира, соматических и нейропсихических трансформациях субъекта в техномедиасредах, перформативных практиках, механизмах работы с репрезентациями.
Упомянутые работы можно найти в групповой библиотеке семинара на zotero. Доступ к библиотеке предоставляется активным участникам семинара.
После доклада аспирантка кафедры истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ Ольга Щедрина на нескольких примерах представила возможности создания иммерсивных сред с помощью цифровых технологий. Участники семинара активно включились в обсуждение вопросов, связанных с определением содержания и границ понятия «иммерсивность». Обсуждались, в частности, различия состояний в ситуации обыденного вовлечения и интерактивности — чтения книг, игры в компьютерные игры, — от иных ситуаций, в наше время потребовавших отдельного имени. Участники обратили внимание на то, что слово «иммерсивность» активно используется в рекламе театральных постановок и выставок, причём как в контексте обращения к цифровым технологиям, так и вне него. Аспирант кафедры истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ Андрей Петропавлов предложил рассмотреть несколько иммерсивных проектов Музея истории ГУЛАГа, в котором он работает, формулируя важные вопросы о моделирования иммерсивности, её различии с развлечением, а также об определении выставок в качестве «иммерсивных». Во время обсуждения были определены важные различия в самих дискурсах интерактивности и иммерсивности, предложены рабочие определения иммерсивности как явления, а также представлены некоторые оригинальные пути для её исследования.
Следующая встреча семинара «Культурные практики в технологических медиа средах» состоится онлайн (на платформе zoom) 29 ноября, в 17:00 по московскому времени. Встреча будет посвящена взаимосвязи медиа и воображения.
Зарегистрированные участники получают на почту информационное письмо с текстом К. Вульфа, с которым рекомендуется ознакомиться перед заседанием. Регистрация — mediastudies.ru
31 марта прошла очередная встреча онлайн-семинара «Фантастическое в популярной культуре». На ней продолжился начатый на семинаре 26 февраля разговор о медиевализме в фантастических мирах. На этот раз в центре внимания оказались образы викингов и их трансформации в произведениях популярной культуры.
3 апреля 2025 г. на факультете культурологии РГГУ прошло очередное онлайн-заседание научного семинара «Культурные практики в технологических медиасредах». Мероприятие собрало опытных исследователей и студентов, интересующихся пересечениями искусства и цифровых технологий.
25–27 марта 2025 г. факультет культурологии РГГУ принимал участников Всероссийского форума научной молодёжи «Шаг в будущее 2025». Этот Форум ежегодно проводится Российским государственным гуманитарным университетом в партнёрстве с Московским государственным техническим университетом им. Н.Э. Баумана, совместно с ведущими вузами Москвы и научными институтами.
3 апреля 2025 г. на факультете культурологии РГГУ прошло первое в весеннем семестре 2024/2025 учебного года заседание научного семинара «Советское» как предмет культурологического исследования», посвящённое особенностям позднесоветского кино о Северном Кавказе.
4 апреля 2025 г. в рамках плана воспитательной работы студенты факультета культурологии Российского государственного гуманитарного университета под руководством доцента Международного учебно-научного центра «Высшая школа европейский культур» Валерии Косяковой посетили Третьяковскую галерею.
26 марта 2025 г. в Центре визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве».
15 марта Валерия Косякова, доцент Высшей школы европейских культур факультета культурологии, провела лекцию с дискуссией «Образ женщины в военном кинематографе» в рамках воспитательной работы факультета культурологии.
5 марта 2025 г. в Учебно-научном центре визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ прошла реставрация и каталогизация советских икон, собранных во время полевой практики.
22 февраля 2025 г. в рамках Недели карьеры факультета культурологии прошла ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция «Профессия – культуролог – VII»
26 февраля 2025 г. в РГГУ прошла встреча участников научного семинара «Фантастическое в популярной культуре». Серию заседаний, объединённых темой «Медиевализм в фантастических мирах», открыл доклад об использовании средневековой геральдики в компьютерных играх.