Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева, открытый 30 июня 1997 г., является отделом Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и частью Музейного центра Российского государственного гуманитарного университета. В залах музея представлены слепки и копии с памятников искусства, хранящихся в главных музеях Парижа, Лондона, Берлина, Каира, Санкт-Петербурга, а также во многих музеях Италии, Германии, Нидерландов и др. Экспонаты (за единичными исключениями) не повторяют вещи, представленные в главном здании Музея изобразительных искусств.
12 июня 2018 г. в речи лауреата государственной премии за выдающиеся достижения в области науки и технологий, литературы и искусства, а также в области гуманитарной деятельности Президент ГМИИ имени А.С. Пушкина и один из инициаторов создания Музея в стенах РГГУ Ирина Александровна Антонова отметила: «Нам удалось передать более тысячи экспонатов, прежде всего слепков, которые были отреставрированы и приведены в экспозиционное состояние, в РГГУ, в музей, в гуманитарный университет Москвы. Это было огромное дело, потому что все эти памятники размещены в шести больших залах, и для студентов не может безнаказанно пройти то, что каждый день они видят эти замечательные великие произведения от Древнего Египта до эпохи Возрождения».
Годом ранее, на праздновании 20-летия открытия Учебного художественного музея в РГГУ Ирина Александровна также отмечала:
«Я испытываю огромное удовлетворение от того, как показаны экспонаты, как с ними знакомятся студенты, как они размещены и вообще от того, что они в этом доме значат. Думаю, для любого студента это не может пройти бесследно – почти каждый день видеть памятники, и древнеегипетские, и античные, и средневековые. Это своеобразный экзамен на восприимчивость к культуре, потому что накопление визуального багажа постепенно развивает и понимание.
Когда я училась в Институте философии, литературы и истории, к нам на первом курсе пришел человек, успевающий студент, сталинский стипендиат, и мы задали ему вопрос о том, какие книги надо читать, чтобы стать настоящим искусствоведом. Он ответил: ‘’На первом курсе уберегитесь от книг. Важно смотреть и постараться увидеть”. Позже мы поняли глубину и очевидность этой мысли. Памятники, которые здесь расположены, учат нас видеть, смотреть, понимать и проникать в глубины не только пластических искусств, но и всего того, что порождает тот или иной образ, будь это древнеегипетский фараон или античная Афродита, средневековый святой, или скульптура мастера времен Ренессанса. Все это – история, все это – осознание того, что такое есть художественный язык. И студенту гуманитарного университета надо овладеть пластическим языком, надо понимать, как на нем говорят. Первый шаг – постоянное нахождение перед глазами того обширного круга образов, мимо которых в РГГУ трудно пройти».
В Учебном музее представлены даже некоторые разделы, длительное время отсутствовавшие в экспозиции на Волхонке, - такие как слепки с произведений египетской скульптуры, с аттических надгробий IV века до н.э., византийских и романских изделий из кости, со скульптуры Северного Возрождения. Имеются также отдельные слепки из предшествовавшей Музею небольшой коллекции Московского университета, изготовленные в 1850-е и 1880-е годы, из Румянцевского музея (1862 г.) и др. Открытый для публики, Учебный музей в то же время служит базой для студенческих занятий, возрождая цветаевскую традицию непосредственной связи музея с учебным процессом.
Экспозиция знакомит с основными этапами развития мирового искусства с древнейших времен до XVI века на примере наиболее выдающихся памятников. В ней можно увидеть большую статую фараона Хефрена и рельефы из гробницы Хесира, одного из Танисских сфинксов Аменемхета III и столб с законами вавилонского царя Хаммурапи, рельефы ассирийских дворцов и образцы скульптурного убранства афинского Парфенона, портретные статуи Софокла и Демосфена и другие знаменитые произведения.