22 мая состоялось празднование двадцатилетия Учебного художественного музея имени И.В. Цветаева, который является подразделением Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Торжество было приурочено к Дню РГГУ, на нем присутствовали руководители музея и университета, преподаватели и студенты, деятели науки и культуры.
Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева представляет коллекцию слепков с памятников Древнего Востока, Античности, Средневековья и Возрождения, которая еще в начале XX века стала основой для формирования московского Музея изящных искусств при Московском университете имени Императора Александра III. Экспозицию составлял основатель музея Иван Владимирович Цветаев. С 1997 года значительная часть этой коллекции выставляется в Учебном художественном музее имени И.В. Цветаева, расположенном в семи музейных залах главного корпуса РГГУ.
Это уникальный совместный проект российского университета и всемирно известного музея. Он является исследовательской площадкой, реализующей систему обучения студентов средствами искусства. Открытый для посещений в любой день, кроме понедельника, Учебный музей в то же время служит базой для студенческих занятий, возрождая цветаевскую традицию непосредственной связи музея с учебным процессом.
Празднование юбилея проходило в формате расширенного заседания Ученого совета РГГУ, которое началось с выступления Академического большого хора РГГУ под управлением Бориса Тараканова.
Ректор РГГУ Е.Н. Ивахненко торжественно вручил почетные грамоты людям, стоявшим у истоков университетского музея, - президенту ГМИИ им. А.С. Пушкина И.А. Антоновой, директору ГМИИ им. А.С. Пушкина М.Д. Лошак, директору Учебного художественного музея РГГУ И.В. Бакановой.
Также была объявлена благодарность за многолетний добросовестный труд и безупречное отношение к своим обязанностям руководителю группы Гражданской обороны РГГУ Н.Л. Беловой, смотрителю музейного отдела научно-просветительской работы Музейного центра РГГУ Л.Г. Кузьминой, кандидату исторических наук, начальнику Управления аспирантуры и докторантуры РГГУ Л.П. Трембич.
Вручены дипломы студентам РГГУ – победителям стипендиального и грантового конкурса стипендиальной программы Владимира Потанина за 2016-17 учебный год: магистранту факультета международных отношений и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ В.В. Герасимову и магистранту факультета социологии М.Д. Гудзенко.
В связи с 26-летием РГГУ вручены памятные награды профессорам и преподавателям РГГУ: П.П. Шкаренкову, Н.В. Ростиславлевой, Т.А. Салычевой, В.Д. Губину, И.О. Шайтанову, Н.И. Рейнгольд, В.Я. Труфановой, Г.И. Зверевой, В.К. Финну, Л.А. Сысоевой, Л.Л. Батовой, Ю.В. Манну.
В связи с 20-летием Учебного художественного музея им. И.В. Цветаева награждены сотрудники музея – Н.В. Лавреньева, А.Н. Баранов, Ю.С. Лебедева, Н.С. Тимофеева, В.В. Апухтина, А.В. Агафонов, А.В. Кормышев.
Е.Н. Ивахненко от имени коллектива РГГУ поздравил с Днем рождения доктора исторических наук, профессора, завкафедрой всеобщей истории РГГУ Н.И. Басовскую и кандидата исторических наук, профессора, завкафедрой иностранных языков РГГУ, ответственного секретаря Приемной комиссии А.Г. Катаеву.
С приветственным словом выступила почетный член Международного совета музеев, академик РАО, академик Российской академии художеств, почетный доктор РГГУ, заслуженный деятель искусств РФ, президент ГМИИ им. А.С. Пушкина И.А. Антонова. «Для меня особая радость присутствовать здесь сегодня, - поделилась впечатлениями Ирина Александровна. - Дата основания музея в РГГУ не забыта, музей продолжает развиваться, здесь работает целый коллектив, в том числе, наших сотрудников, и за 20 лет проделана значительная работа. Полагаю, что студенты, у которых проходили занятия в музее, получили дополнительное образование, которое так важно, если человек готовится к широкой гуманитарной деятельности. Не могу не вспомнить ректора Юрия Николаевича Афанасьева, который не просто откликнулся на пожелание ГМИИ передать часть коллекций слепков в РГГУ, но открыл университетский музей. Музей открывался, в первую очередь, для юношества, как писал сам И.В. Цветаев, его вдохновительница, княгиня Зинаида Волконская имела ту же цель. Тому, что в Москве создан университетский музей, мы в большей мере обязаны Ю.Н. Афанасьеву.
Изначально я обратилась с этим предложением в МГУ, где Иван Владимирович Цветаев был профессором. Но там заявили, что у них нет подходящего помещения. Меня несколько поразило отсутствие понимания того, что значит музей при университете. И я нашла горячую и немедленную поддержку в РГГУ. Было тоже непросто, потому что проблема свободных помещений всегда очень сложная, но она не испортила наших отношений, а, наоборот, укрепила. Музей получил замечательные залы, в которых развернул свои коллекции.
Я испытываю огромное удовлетворение от того, как показаны экспонаты, как с ними знакомятся студенты, как они размещены и вообще от того, что они в этом доме значат. Думаю, для любого студента это не может пройти бесследно – почти каждый день видеть памятники, и древнеегипетские, и античные, и средневековые. Это своеобразный экзамен на восприимчивость к культуре, потому что накопление визуального багажа постепенно развивает и понимание.
Когда я училась в Институте философии, литературы и истории, к нам на первом курсе пришел человек, успевающий студент, сталинский стипендиат, и мы задали ему вопрос о том, какие книги надо читать, чтобы стать настоящим искусствоведом. Он ответил: ‘’На первом курсе уберегитесь от книг. Важно смотреть и постараться увидеть”. Позже мы поняли глубину и очевидность этой мысли. Памятники, которые здесь расположены, учат нас видеть, смотреть, понимать и проникать в глубины не только пластических искусств, но и всего того, что порождает тот или иной образ, будь это древнеегипетский фараон или античная Афродита, средневековый святой, или скульптура мастера времен Ренессанса. Все это – история, все это – осознание того, что такое есть художественный язык. И студенту гуманитарного университета надо овладеть пластическим языком, надо понимать, как на нем говорят. Первый шаг – постоянное нахождение перед глазами того обширного круга образов, мимо которых в РГГУ трудно пройти.
Я считаю, что Ю.Н. Афанасьев принял мудрое решение, и я поздравляю ваш университет с тем, что в нем есть университетский музей – такой же, как в Кембридже и некоторых других университетах мира. Здесь прослеживается широкое поле для дальнейшей работы – организация выставок, семинаров и многого другого. Многое уже делается, но эту работу можно еще и расширить, и углубить. Одним словом, я желаю процветания вашему музею, и по мере сил наш музей будет стараться принести сюда и новые идеи, и новые экспонаты, и принимать обширное участие в организации выставок. Совместно мы сделали уникальное дело, и может быть, это станет примером для университетов в других городах нашей огромной страны».
«Существование музея, его бытование, его роль чрезвычайно важна не только сегодня, но и в дальнейшем, - уверена директор ГМИИ им. А.С. Пушкина М.Д. Лошак. – Музей будет процветать долгие годы, развиваясь и совершенствуясь. Мне кажется абсолютно естественным и великим делом то, что музей и университет соединились, то, что руководство университета и руководство музея сумели не только понять это, но и реализовать, поскольку людей, которые способны не просто мечтать, а воплощать свои идеи в жизнь, не так много. Большое счастье, что это случилось. Университет продолжает гуманитарную традицию ГМИИ, которая предполагает много разных качеств, включая самое важное – атмосферу, которую мы стараемся сохранить. Эта атмосфера предполагает открытость миру, толерантность, способность мыслить свободно, вольность в самом широком смысле этого слова, незашоренность, умение открыто взглянуть на мир вокруг себя и сделать собственные выводы, будучи человеком гуманистического взгляда, пытаясь преобразовать и улучшить мир в лучших традициях гуманизма. Это все – наша общая задача и мы стараемся следовать ей, пользуясь разными инструментами. С каждым днем наш инструментарий пополняется. И ГМИИ, и университет со своим собственным музеем должны пользоваться инструментами сегодняшнего дня, ставя перед собой все ту же задачу – гуманизацию пространства вокруг.
Через вас проходит огромное количество молодых людей, - это все наша общая аудитория, которую мы так любим и так дорожим. Я надеюсь, что нас впереди ждет много важных вещей. В частности, мне кажется, что большая перспектива за тем соглашением о сотрудничестве, которое мы недавно подписали. Оно дает возможность магистрантам РГГУ плотно сотрудничать с музеем, работать с кураторами, с фондами, с нашими закрытыми и открытыми программами во всем их многообразии. Это сотрудничество может дать невероятный результат. Все в наших руках, все полностью зависит от нас. Я верю в то, что наш попечитель, меценат окажется рядом с нами, потому что государство сегодня нуждается в образованном, развитом, широко мыслящем человеке. С праздником!».
Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН, президент РГГУ Е.И. Пивовар начал речь со слов благодарности в адрес руководства ГМИИ им. А.С. Пушкина. «Это не просто музей, это уникальное явление мировой культуры, одна из самых богатых коллекций на свете, - отметил Ефим Иосифович. – Когда я стал ректором РГГУ, музей уже действовал, но никто никогда ни при каких условиях, а условия были разные, не ставил под сомнение необходимость предоставления музею наших площадей. Все понимали, насколько знаков и значим этот проект. Ирина Александровна Антонова – не только почетный доктор РГГУ, она член двух Наблюдательных советов, Наблюдательного совета РГГУ и Наблюдательного совета Гуманитарных чтений РГГУ. Она всячески поддерживает гуманитарную составляющую этого проекта. Именно благодаря союзу с музеем имени Пушкина РГГУ смог во многих случаях выстоять и сохранить свой облик.
Проект в принципе уникален для Российской Федерации, ему нет аналогов. Это не просто содружество величайшего музея и уникального университета, это коллекция, уникальная с точки зрения экспонатов. Есть слепки, у которых уже не сохранилось оригиналов. Сам по себе оригинален и образовательный контент, в основе которого лежит идея И.В. Цветаева представить всю гамму мировой культуры, начиная с глубокой древности. Уникальность университетского музея заключается и в том, что он общедоступен для всех, а для Москвы это редкость.
Эта площадка позволяет осуществлять проекты, которые имеют немалую значимость для музея имени Пушкина. У нас была блестящая выставка переписки Цветаева и Мальцова, была и живопись, и даже музыкальные мероприятия – творение митрополита Илариона звучало в стенах этого музея. Я рад тому, что мы с ГМИИ переходим на уровень совместной магистратуры. Лозунг "Образование средствами искусства" в этих залах – не пустой звук, не формальность, а реальность. Целый ряд программ, который мы развиваем, немыслим без обращения к этим экспонатам как к значительной части учебного процесса. Студент РГГУ имеет возможность погрузиться в творческую лабораторию, не выходя из стен университета. Это потрясающе и очень важно.
Наконец, налицо результаты. У нас ведь действительно одна из лучших школ искусствоведения в Москве, одна из лучших школ культурологии, одна из лучших школ дизайна. Это и есть гуманитарная составляющая университета. Это направление, которым можно смело гордиться!».
Доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой всеобщей истории РГГУ Н.И. Басовская отметила особое значение музейной экспозиции для сотрудников и студентов университета. «В РГГУ я очевидец и участник очень многих важных начинаний, - рассказала Наталия Ивановна. - Уже ясно, что огромную роль в рождении этого проекта сыграли две харизматические личности - Ирина Александровна Антонова и Юрий Николаевич Афанасьев. Было трудно, было дерзко посягнуть на то, что для музея считается священным, – казалось бы, экспонаты должны быть в родном пространстве. Но Ирина Александровна позволила нам в свое время взглянуть на дивные цветаевские копии, которым не нашлось места в экспозиции. Меня потрясло то, что в целях сохранности они стояли с мешками на голове, в белых покрывалах, и выглядели так грустно! И так хотелось выпустить их на свободу! Теперь они здесь. Я прохожу через этот зал и вижу усталого борца с поникшими руками. Он прекрасен. Я вдохновляюсь, я говорю – ничего, ты не сдаешься – и мы не будем сдаваться.
Удивительные люди стояли у истоков этого проекта. Иван Владимирович Цветаев – это чудо природы, человек, столь многое подаривший России, в том числе, дивный музей, который он создавал, в который он верил, на который собирались народные средства… Память таких людей освящает подобные проекты, поддерживает их и делает незабываемыми впечатления каждого, кто с ними соприкоснется. Огромное спасибо всем, кто позволил осуществиться этому проекту! Я желаю его участникам всего самого доброго».
Приветствие участникам юбилейных торжеств направил директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля Д.П. Бак. «Совместная инициатива Ирины Александровны Антоновой и Юрия Николаевича Афанасьева оказалась необычайно плодотворной, - как с точки зрения возвращения к истокам творческих замыслов выдающегося отечественного педагога, ученого и общественного деятеля, основателя ГМИИ Ивана Владимировича Цветаева, так и в плане соответствия самым современным тенденциям развития музеев в качестве образовательных и культурных центров. Принцип образования средствами искусства, сформулированный в те далекие годы, продолжает работать в наши дни, привлекает к себе пристальное внимание профессионалов, аналитиков и представителей прессы. Согласно последним поправкам в федеральный закон о музеях и музейном фонде в Российской Федерации, музеям официально предоставлены права и возможности по реализации образовательных программ. Таким образом, законодательно закреплены те инициативы, которые были выдвинуты ГМИИ и РГГУ еще 20 лет назад.
За эти годы в рамках тесного и плодотворного сотрудничества музея и университета были реализованы многие уникальные масштабные культурные и научные проекты. Хотел бы отметить важную роль Ирины Викторовны Бакановой по развитию традиций, заложенных основателями учебного художественного музея в середине 90-х годов. Позвольте от имени сотрудников Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля сердечно поблагодарить всех создателей и сотрудников цветаевского музея за их самоотверженный труд, энтузиазм, горение души и сердца и пожелать новых успехов в их благородной работе на благо российской культуры».
Слово взяла кандидат филологических наук, доцент, директор Музейного центра РГГУ И.В. Баканова. «Не все их тех, кто делал этот музей, сегодня с нами. Но когда я вижу, например, Галину Ивановну Звереву, я вспоминаю содружество ученых, гуманитариев, которые пришли сюда в 1991 году за Юрием Николаевичем Афанасьевым создавать действительно уникальный университет. Проект был сложным, и далеко не все понимают, чего это свершение стоило. В сложности проекта был зашифрован, в том числе, и наш Музейный центр. Он был образован в июле 1995 года, когда Ученый совет РГГУ принял решение о создании музейной структуры. Через несколько месяцев было подписано то самое историческое соглашение, которое позволило нам перевезти сюда слепки. Тогда и Министерство культуры сделало революционный шаг, – ведь прежде эти слепки никогда не переезжали, они хранились в запаснике Минкульта СССР. И когда они переехали на другую территорию, стало понятно, что не только гуманитарный университет создается по определенным принципам, но что он меняет принципы жизни государственных учреждений, меняет принципы образовательные.
Новые образовательные принципы были сформулированы на другом Ученом совете. ‘’Образование средствами искусства’’ – эта формулировка имеет авторов и дату: 24 мая 1996 года в этом зале ее произнес Юрий Афанасьев. Подобное образование включало в себя подготовку музеологов, искусствоведов, культурологов, дизайнеров, филологов – всех студентов, которые обучались по программам с использованием и музейных экспозиций, и всего того, что дает подготовка с точки зрения методики. Это была инновационная педагогика, которую осуществляли наши замечательные ученые. Именно благодаря им заработал этот невероятный механизм соединения музея и нового гуманитарного образования.
Сегодня в Пушкинском музее работают 48 выпускников РГГУ. Когда мы вошли в этот зал, я увидела многих коллег: Татьяну Потапову – нашего главного хранителя, Светлану Морозову, Игоря Бородина, Олега Агафонова, не говоря уже про учебный отдел в полном составе. Я вспоминаю и других людей, которых больше нет с нами, но благодаря которым столь многое до сих пор происходит в нашем университете. Строительство университета продолжается, и когда мы говорим о том, что Учебный художественный музей прописался в гуманитарном университете, мы мысленно произносим формулу "музей + музей".
Это наш университетский Музейный центр и знаменитый на весь мир ГМИИ. Именно благодаря тому, что была создана свободная университетская музейная структура, здесь появилась коллекция Леонида Талочкина ‘’Другое искусство’’, большая часть которой сегодня живет в Третьяковской галерее. Опираясь на авторитет ректора и Ирины Александровны Антоновой, Талочкин принес нам свою коллецию для того, чтобы мы безвозмездно ею пользовались, безвозмездно изучали экспозицию. К нам поступила и коллекция Михаила Алшибая, кардиолога мировой величины, который одновременно занимается искусствоведением и безвозмездно проводит экскурсии по РГГУ для всех желающих. Эта свободная жизнь сохраняется здесь благодаря вам. Огромное спасибо Ученому совету РГГУ и нашим музейным коллегам!».
Кандидат социологических наук, директор Культурного центра «Дом-музей Марины Цветаевой» Е.И. Жук в своем выступлении провела параллели между работой двух музеев. «Дом-музей Марины Цветаевой с особым пиететом относится к имени Ивана Владимировича. Мы как мемориальный музей находимся в уникальной ситуации: служа имени Марины Цветаевой, по статусу и по роду деятельности мы не можем позволить себе опуститься ниже той планки профессиональной работы музея, которую задал в свое время Иван Владимирович Цветаев. Я тоже являюсь выпускницей РГГУ и согласна с тем, что для студента этого вуза, на каком бы факультете он ни учился, большое счастье – хотя бы на пять минут остановиться перед этими удивительными слепками. Уровень эстетического воспитания выпускника вашего университета потенциально выше, нежели у выпускников тех университетов, которые лишены счастья иметь музей. Марина Ивановна Цветаева писала: ‘’Последним солнцем розовея, распахнутый лежит Платон... Бюст Апполона – план Музея – и всё – как сон’’. Это сон, который сбылся, тот сон, в котором мы имеем счастье жить».
Доктор исторических наук, профессор, директор Историко-архивного института РГГУ, первый проректор – проректор по учебной работе А.Б. Безбородов рассказал о том, каким ему запомнился период создания Российского государственного гуманитарного университета. «Нам предстоял переезд с Никольской. И это абсолютно необычное дело, когда из вуза, по сути, закрытого, каким был Историко-архивный институт, ты переходишь в другой мир, совершенно в другое состояние, по существу, цивилизационное. Так тихо, спокойно, казалось бы, в рамках своей альма-матер, но ты уже видишь те маяки и те знаки, которые будут сильно отличать твою жизнь от прежней. Формирование этого Музейного центра, его необычность – безусловны. У людей, которые долгое время проработали в МГИАИ – не скажу, что мы были зашорены, но уж точно определенным образом воспитаны, – все это меняло оптику, меняло восприятие картины мира. У нас произошел определенный мировоззренческий сдвиг, мы сумели увидеть, что можно работать по-другому, можно наряду с плоскостным восприятием мира иметь и объемное восприятие.
Мы сегодня говорим, что это художественно-учебный музей. Я бы с этим поспорил. Он, конечно же, выходит за рамки учебного процесса, и выходил сразу, когда создавался. Все мы прекрасно понимали, что это будет не только общемосковское или общероссийское явление, что здесь будут собираться люди творческие, одаренные, это будет определенный магнит для самых разных поколений. Здесь бывают школьники, граждане новой России. У музея блестящая перспектива, но следует учесть и международный резонанс. Он – одна из визитных карточек РГГУ. Иностранцы очень хорошо его воспринимают, и во всем мире РГГУ сопрягается с этим замечательным хранилищем.
Колоссально велика роль в этом деле Ученого совета РГГУ, который в свое время по докладам Юрия Николаевича Афанасьева и Ирины Александровны Антоновой поддержал это начинание. Вечным дамокловым мечом нашим в учебном процессе была нехватка аудиторий, но и Ученый совет, и ректор тех лет хорошо понимали, что есть вещи, которые проявятся с годами, что есть такие новации в учебном процессе, которые помогут РГГУ в становлении его как вуза нового типа. РГГУ, действительно, выходил за границы вуза – это было средоточие гуманитарных исследований, гуманитарной жизни, и в этом отношении музей и его коллектив блестяще справлялся со своими функциями. Все это будет жить и дальше, и после нас, но сегодня важно помнить, что когда мы размышляем над перспективой каких-то направлений, специальностей, может быть, на первый взгляд не сильно популярных, когда мы определяем их судьбу – важно вспоминать эту историю, эту традицию, это живое дело, которое мы сегодня продолжаем. Уверен, тогда нам будет легче определить свои собственные ориентиры в учебной, научной и иной другой жизни!».
Также в зале Ученого совета был продемонстрирован видеосюжет об истории музея имени И.В. Цветаева.
В холле у Центральной аудитории состоялось торжественное открытие выставки «Ровесники» - лучших работ студентов Учебного центра «Арт-дизайн» факультета Истории искусства РГГУ, обучающихся по направлению подготовки «Графический дизайн» (бакалавриат, 3 курс). На выставке представлены плакаты, тематически посвященные 20-летию Учебного художественного музея имени И.В. Цветаева.
Основой для создания экспозиции стали слепки Учебного музея. Художественно переосмыслив эти образы, студенты воплотили их в своих композициях. Сочетание памятников классического искусства с современными технологиями в этом проекте дало интересный художественный результат. Вдохновленные слепками и скульптурами, студенты с энтузиазмом подошли к выполнению учебного проекта, являющегося важной частью в образовании специалистов графического дизайна. Этот проект дал возможность по-новому взглянуть на известные памятники мирового искусства глазами будущих графиков и дизайнеров – ровесников Учебного музея.
Проект выявил новый способ взаимодействия учебного процесса студентов факультета Истории искусства с Учебным художественным музеем, что вписывается в стратегию развития программы «Образование средствами искусства». Куратор программы - кандидат исторических наук, руководитель Учебного центра «Арт-дизайн» Г.В. Волкова.
Авторы работ: Бобыль Дарья, Литвакова Юлия, Новожилова Дарья, Палачар Наталья, Семина Анастасия, Сулейманова Эльвира, Филимонова Вероника, Чуприна Ангелина. Заведующая отделом «Учебный художественный музей имени И.В. Цветаева» к.иск.н. Н.В. Лаврентьева. Куратор выставки доц. Т.И. Борисова. Художник-экспозиционер О.Б. Кормышев. Координатор Н.С. Тимофеева. Благодарим кураторов, организаторов выставки и авторов замечательных работ!
Также студенты учебного центра «Арт-дизайн» приняли участие в конкурсе по созданию логотипа Учебного художественного музея им. И.В. Цветаева. Победителем стала студентка 3-го курса Учебного центра «Арт-дизайн» (направление подготовки «Графический дизайн») Вероника Филимонова.
В завершение торжеств ректор университета Е.Н. Ивахненко угостил гостей праздничным тортом.
ГАЛЕРЕЯ