Можно и должно говорить о многообразии жанров, манер, стилей в современной фотографии. И в этом многообразии творческая индивидуальность Галины Байбазаровой находит свое место, обеспеченное умением лапидарно высказываться, проявляя при этом такт и вкус. Самая совершенная оптика способна лишь точно фиксировать, но не способна перевыражать пространство. Для этого нужен глаз художника, который смотрит на окружающий мир не только через объектив, но и сквозь кристалл своих эстетических представлений об этом мире.
Это случай художника - интерпретатора, каковым мне и представляется Галина Байбазарова. Вполне реалистический пейзаж в ее работах становится собственной метафорой, которая обращает нас к перевоплощению одной реальности в другую через самое себя.
Метаморфозы, которым подвержено мироздание, - главная тема выставки и ее философия. Именно поэтому природа на фотографиях Галины Байбазаровой не дачная или курортная местность. Это нечто другое, ускользающее от определения. Может быть, оттого, что лиризм выставки, опосредованный через реалистические детали плетень, мостки, скамейка, - сопряжен с утонченностью цвето- и свето-чувствования. Нет пестроты, красивости, есть прелесть недосказанности при графической четкости изображения.
Сравнение многих фотоэтюдов Галины Байбазаровой с графикой и живописью, на мой взгляд, корректно и уместно: глубина нюансировки, умение объясняться полутонами, оттенками относится практически ко всем представленным фотографиям. Все это тем более удивительно, что речь идет о первой персональной выставке Галины Байбазаровой. И тем не менее в дебюте явлено не прилежное ученичество, а многозначность смыслов эстетической выверенности произведений.
Размышляя о природе таланта, иногда достаточно возрадоваться тому эмоциональному переживанию, когда не только свет, но отсвет радует тебя. В работах Галины Байбазаровой все рифмуется с тишиной, покоем, но не с немотой. Мы, зрители, включены в диалог, успех которого зависит в том числе и от нашего умения включиться в предложенную игру изображений.
И.В. Баканова,
Директор Музейного центра РГГУ
|