РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Новости


10.06.2002

Л.П. Талочкин. Портреты из коллекции музея "Другое искусство"

10 - 29 июня 2002 г.

Трудно писать, когда близкие люди безвозвратно уходят от нас. Вот теперь нет и его - веселого, большого, говоруна и шутника, человека с тонким умом и мальчишеской душой. Леонида Талочкина называли "королем тусовки", - ему нравилось быть в центре внимания, собирать кружок слушателей, благодарно внимавших его, казалось, фантастическим, но, как оказывалось впоследствии совершенно правдивыми рассказам.

Поколение "шестидесятников" уходит, и уходит слишком рано. Как будто решено судьбой, что "шестидесятник" должен умереть именно на своем шестом десятке. Владимир Яковлев, Борис Турецкий, Владимир Слепян, Андрей Прокофьев, Олег Скляров, Борис Козлов, Эдуард Зеленин, Гарри Файф, Борис Свешников, Генрих Сапгир, Игорь Холин… Все они покинули нас всего за какие-то пять лет, не говоря уже о тех, кого русская неофициальная культура лишилась раньше.

Эти пять лет мы создавали с Леонидом Талочкиным музей. Несмотря на многочисленные сложности, это было прекрасное время - время общения с человеком, безраздельно преданным искусству.


Увлечение коллекционера за сорок лет достигло той стадии, когда собираешь уже не просто для себя, а хочешь показать свое богатство людам. О музее он мечтал с тех пор, как его собрание стало одним из полных и интереснейших в своем роде.

Более двух лет назад музей "Другое искусство" на основе коллекции Талочкина открыл двери для посетителей, - и не было большего наслаждения для коллекционера, чем гулять по его залам, рассказывая нескончаемые и необыкновенные истории о художниках или о том, как оказалась в его коллекции та или иная работа. И еще многое другое - то, что словами не опишешь…

К сорока дням после смерти, которые мистически совпали с днем рождения Леонида Прохоровича, мы открываем выставку его портретов из коллекции музея "Другое искусство". Девятнадцать художников и один фотограф - двадцать девять живописных и графических произведений и несколько фотографий из личного архива.


Художники любили рисовать Талочкина. И это было вполне естественно. Коллекционер был прекрасной моделью - колоритной личностью, человеком, на которого обращали внимания на многочисленных вернисажах, провожали долгим взглядом в метро и на улице. Кто-то из рисовавших Талочкина был его закадычным приятелем, кто-то, пораженный при первом знакомстве его необычно выразительной внешностью, пытался хотя бы несколькими штрихами оставить в памяти яркий образ.

У каждого художника получился свой Талочкин - неповторимый, но в то же время всегда узнаваемый. Ближайший друг коллекционера, Борис Козлов запечатлел его в 1967 году пастелью еще "молодым инженером" с короткими волосами!

Вячеслав Калинин, создавая портрет фотографа Игоря Пальмина, потом, передумав, просто пририсовал голову Талочкина (1973), наградив его более скромным телосложением. Игорь Каменев изобразил настоящего гуру с необычно серьезным, несвойственным Талочкину печальным взглядом (1993). Такой же грустной сосредоточенностью проникнут карандашный портрет руки Анатолия Зверева (1982).



Павел Каменев создал пару шуточных поп-артистских работ, в которых Талочкин - герой американского доллара (1996), раскрасил ксерокс газетной фотографии корсиканских монахов Капуцинов, один из которых как две капли воды похож на самого Талочкина (1995). Трагичной экспрессии одного портрета (работы Владимира Яковлева, 1973) - вторит размашистый цветастый полиптих другого (Виктор Казарин, 1985).


Ярким краскам "Портрета искусствоведа Талочкина" (1989) Саргиса Амалбашьяна, противостоит бледно-равнодушеный портрет кисти Юрия Жарких (1973). До странности спокойным получился портрет у неутомимой Натты Конышевой (1986), а созданная экспромтом монотипия Григория Чувелёва неожиданно оказалась еще одним "Портретом Леонида Талочкина" (1999).

Случайно уцелевшее, чудом не записанное художником портретное изображение Талочкина смотрит на нас с работы Вячеслава Калинина "Летаргическая сюита". (1971-1973)


Лишь нежное "Леня" в подписи дает нам понять, что человечек в шапочке, стоящий спиной к зрителю на заднем плане маленького листа "Боголюбово" (1971) Александра Харитонова, все тот же Талочкин.

Отдельное слово о фотографии. Благодаря снимкам Игоря Пальмина, настоящего портретиста "шестидесятников", мы видим Талочкина молодым. Невозможно себе представить, что когда-то эта белая грива волос была темной, а борода короткой…

Представленная галерея портретов - живой образ коллекционера в жизни художника. Талочкин навсегда останется для нас многоликим, таким и рисовали его друзья-художники. Жаль, что теперь его можно рисовать лишь по памяти…

Юлия Лебедева-Грецкая,
куратор музея "Другое искусство''


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru