Ли Сан-Бок родилась в 1944 году и принадлежит к послевоенному поколению корейских мастеров, которым удалось сохранить национальные эстетические принципы в условиях экспансии западной культуры.
Цикл произведений современной южнокорейской художницы Ли Сан-Бок посвящен творческому осмыслению мотивов традиционных корейских оконных переплетов средствами компьютерных технологий. В старину жизнь кореянки была ограничена ее домом, который освещался через решетчатые окна, заклеенные бумагой. В орнаментике окон преобладали простые геометрические мотивы, воплощавшие суть национальной эстетики.
На выставке Ли Сан-Бок демонстрирует 30 вариантов оригинальных интерпретаций геометрических мотивов старинных оконных переплетов, решенных в традиционных цветах.
Возможности компьютерной графики используются для передачи эффекта насыщенности тона светом, присущего оконной бумаге. Художница стремится разработать эталонные образцы национальной орнаментики для промышленного дизайна, в котором всегда учитывается любовь корейцев к клетчатому узору в одежде и в оформлении интерьеров. Для корейского искусства в целом характерно предпочтение геометрическим формам, построенным на пересечении вертикалей и горизонталей, в сочетании с диагоналями.
Корейский геометрический декор отличает уникальная мягкость, связанная с природными истоками создаваемых в ней ритмов. В старину корейские ремесленники добивались абсолютного равновесия геометрических композиций. Ощущение самодостаточной упорядоченности - вот то, что привлекает современных корейских дизайнеров в памятниках прошлого.
Ли Сан-Бок пытается приблизиться к практичной простоте старинных памятников и исходящему от них покою. Ее завораживает та удивительная ясность, с которой безымянные народные мастера выражали свое восприятие тайн бытия. Через частичную тему оконных переплетов художница решает масштабную мировоззренческую задачу живой преемственности национальной культуры.
В. Г. Белозерова
|