Незаконченность... Незавершенность... Недосказанность...
В современном искусстве это подлинное чудо. Это свобода с обеих сторон: свобода переживания - авторская свобода, и свобода сопереживания - свобода зрительская. Незавершенная форма содержит импульс, пробуждающий воображение. Незавершенность всегда многозначна. Зритель перед незавершенной формой - не только зритель, но и соавтор. Быть может, поэтому в истекающем столетии так высоко ценилась незавершенная или сознательно разрушенная художественная форма.
Набросок - это прежде всего движение. Беглая запись, фрагмент письма - это след движения мысли. Конечно же, законченность, завершенность формы прекрасна сама по себе, но в то же время это остановка, это единый и, в конце концов, единственный образ, всесторонне обдуманный, вымеренный и навсегда схваченный бронзой, гранитом или кистью. И при всем совершенстве, при всем могуществе художественного свершения законченный образ - это монолог. Он не предполагает сотворчества, он остается в сознании таким, каким мы его видим, - на время или навсегда (если мы, конечно, его принимаем). Но это результат, конец и, если хотите, - тупик...
Вода в потоке и вода в стакане. Первое - это жизнь и движение, второе - это неподвижность, это форма. Итак, завершенная художественная форма - это мысль и образ, и при всей сложности и то, и другое здесь единичны. Форма незавершенная - это мысли и образы. Сколько их? Трудно сказать... Это зависит и от того, кто рисует. Это зависит и от того, кто смотрит...
Итак - выставка незавершенной художественной формы, включающая фрагменты писем и высказывания замечательного художника и человека. Итак - Лев Моисеевич Холмянский, выставка "Мысли и образы".
Дмитрий Терехов,
xудожник
|