Выставка была подготовлена совместными усилиями Отдела эстетического воспитания детей и юношества Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Музейного центра РГГУ, Творческой лаборатории «ИНО», Института художественного образования РАО.
У представленной экспозиции удивительная история. 11 января 1940 г. официальная газета страны «Правда» сообщила об открытии в Государственном музее нового западного искусства в Москве выставки «Наша Родина в творчестве юных художников», на которой было представлено до 300 работ учащихся изостудий. Сообщалось также, что участники выставки встречались с известными художниками и скульпторами В.И. Мухиной, И.С. Ефимовым, П.П. Соколовым-Скаля.
Спустя много лет в начале 1990-х годов сотрудники Института художественного образования РАО обнаружили в коллекции детского рисунка огромную папку с рисунками конкурсов 1930-х годов. В ней сохранились и экспонаты выставки 1940 г. Поразило разнообразие тем и художественное качество работ. Большинство авторов действительно являлись учащимися изостудий домов художественного воспитания, клубов и домов пионеров, в которых с детьми занимались талантливые художники, не имевшие возможности заработать на жизнь своим творчеством. Но значительная часть работ выполнена самостоятельно подростками из разных республик страны.
Темы были определены в 1939 г. организаторами Всесоюзного конкурса, посвященного 60-летию руководителя государства И.В. Сталина. Сформулированные в стиле своего времени, эти темы заинтересовали подростков, любящих рисовать: «Героические подвиги народа в борьбе за свободу и независимость своей родины, защита родины от врагов в прошлом и настоящем. Лучшие люди нашей страны. Доблестные патриоты, гордые соколы – летчики и летчицы, мужественные покорители Арктики, неутомимые деятели науки, исследователи, изобретатели и строители, открывающие и осваивающие еще неизведанные богатства нашей необъятной страны. Юные музыканты – победители на мировых конкурсах. Старики-ашуги – народные поэты-орденоносцы, воспевающие родину и ее лучших сыновей, дочерей, великого отца и вождя народов. Труд, жизнь и быт человека, строящего новую, радостную и счастливую жизнь, осваивающего природные богатства, создающего новую, социалистическую культуру. Строительство новых городов, школ, клубов, работа на заводе, в лаборатории, в поле, учеба и досуг пионеров и школьников (право на труд, отдых и образование). Многообразная природа нашей родины (пейзаж сельский, городской и индустриальный)».
Результаты конкурса имели большое значение для самоопределения в жизни многих его участников. Так победителями конкурса стал Алексей Ткачев из Орджоникидзеграда (г. Бежицы) Орловской области, Юрий Подляский из Вышнего Волочка, Анатолий Левитин и многие другие. Высшей наградой было поступление в только что открывшиеся художественные школы в Москве и Ленинграде, которые в то время назывались школами юных дарований. Став народными художниками, академиками, они с благодарностью вспоминают многих деятелей культуры того времени, входивших в жюри конкурсов и чаще других Игоря Эммануиловича Грабаря – главного эксперта рисунков, поступавших на конкурсы и в журнал «Юный художник» (1936-1941).
В рисунках детей и подростков 1930-х годов ярко выражены не только приметы своего времени, наполненного пафосом созидания во имя построения нового общества, но и национальные особенности образа жизни, культурных традиций, природы каждой республики.
В декабре 2011 г. исполнилось 20 лет с момента распада СССР. За это время произошло самоопределение бывших республик Советского Союза как независимых государств.
Второй раздел выставки знакомит с творчеством детей из стран СНГ. В нем представлены рисунки, присланные в 1990-е гг. из бывших республик Советского Союза в журнал «Юный художник» на конкурсы, которые проводила редакция по темам, созвучным проекту 1939 г. «Наша Родина». Многие экспонаты выполнены в общеобразовательных учреждениях, студиях, а также на мастер-классах художников-педагогов из ГМИИ – М.Г. Дрезниной, Н.Е. Бочаровой, Н.Л. Золотовой, И.И. Энтиной, детьми из разных стран СНГ, семьи которых в настоящее время живут в России. В них образ каждой страны окрашен любовью к своей далекой родине. Некоторые работы поступили от детей, живущих ныне в Киргизии, в Узбекистане и других странах. Замечательную подборку рисунков из Таджикистана привезла директор Музейного центра РГГУ, декан факультета истории искусства И.В. Баканова.
На выставке представлены и работы воспитанников Центра эстетического воспитания ГМИИ им. А.С. Пушкина – детей разных национальностей, в их творчестве отражаются, по-видимому, генетически заложенные в характере, темпераменте, семейных традициях особенности культуры своего народа.
Сопоставление рисунков 1930-х годов с работами детей из независимых государств показывает отсутствие влияния государственной идеологии на художественное развитие современных детей. В то же время явно выражено стремление понять истоки духовной культуры родного народа.
Организаторы выставки надеются, что приобщение зрителей – юных и взрослых, к культурным традициям, раскрытым детьми в художественном творчестве в разные исторические периоды, будет содействовать расширению культурного кругозора, воспитанию толерантности подрастающего поколения.
Работы учеников художественной студии «Мино» (Таджикистан),
принимавшие участие в выставке.
|