Выставка фотографий профессора Факультета истории искусства Бориса Соколова, приуроченная к Году Германии в России и России в Германии, прошла в дни II Международной научной конференции «Ландшафтная культура мира: сады искусств» (РГГУ ). Ее тема – связи, влияния и параллели двух ландшафтных культур, имевших особое предрасположение друг к другу в эпохи Просвещения и романтизма.
История российско-немецких связей начиналась в XVII веке, когда в царских садах Измайлова работали приехавшие из Германии садовники. Немало архитекторов и садовых мастеров немецкого происхождения работало в России в петровское время. Две культуры, примерно равно удаленные от итальянских и английских традиций, были близки в своих поисках «естественного» паркового стиля.
«Теория садового искусства» Кая Кристиана Лоренца Хиршфельда интересовала двух ярчайших людей екатерининской эпохи – сельского энциклопедиста Андрея Тимофеевича Болотова и архитектора Николая Александровича Львова. Звездный час политических и садовых связей наступил в первой половине XIX века. Огромное королевство Пруссии становится стратегическим союзником александровской, а потом и николаевской России. В Потсдаме вокруг вилл и павильонов Шинкеля возникают пейзажные парки Шарля-Жозефа Ленне, а в Петергофе дворцы Андрея Штакеншнейдера окружают зеленые кулисы садового мастера Петра Эрлера. Близость этих ансамблей хорошо видна и сегодня.
В конце XVIII века в Россию приехала вюртембергская принцесса София, ставшая императрицей Марией Федоровной и одной их наиболее страстных любительниц садового искусства. Летняя резиденция Этюп, где она росла, давно исчезла, родовой замок теперь находится во Франции, но следы ее увлечения садом детства и особенно парком Хоэнхайма, богатым и полным фантазии, сохранились в Павловске. От дружбы между Александром I и Фридрихом Вильгельмом III осталась
«Русская колония Александровка» в самом сердце Потсдама. Памятником родства между Романовыми и Вюртембергами стали виллы – Ольгин павильон и Петергофе и Вилла Берг в Штутгарте. Есть в истории взаимоотношений и мемориальный ландшафт – величественный мавзолей на огромном холме под Штутгартом, где покоится безвременно умершая вюртембергская королева Екатерина Павловна.
Культуры России и Германии вновь сблизились в период поисков нового искусства. Эпоха символизма и авангарда требовала от художников сплотиться вне стен Академий, вне городских условностей. Так возникли Абрамцево, Талашкино, Поленово в России, Ворпсведе, Мурнау, Колония Боссард в Германии. К последнему поколению, которое связывало садовые миры России и Германии, принадлежала плеяда немецких ландшафтных архитекторов, начинавших работать в конце XIX века и создавших множество садов, паров, цветочных сортов в советское время.
|