Выставка «Наука о прекрасном. Преподавание истории искусств в Императорском Московском университете в середине XIX – начале ХХ века» приурочена к 170-летию со дня рождения И.В. Цветаева и 20-летию открытия Учебного художественного музея им. И.В. Цветаева в РГГУ.
На этой выставке впервые представлены уникальные издания из фондов ГМИИ им. А.С.Пушкина. Все они на протяжении десятилетий использовались университетскими преподавателями во время лекционных и семинарских занятий. Репродукции, атласы, увражи, диапозитивы на стеклах – на многих из них сохранился штамп Кабинета изящных искусств и древностей (основан в 1851–1852 гг.) Московского университета.
Научные и учебные издания наглядно отражают уровень развития истории искусств и археологии как наук, а также рост технических возможностей для наиболее точного воспроизведения памятников. Рукотворность и особое изящество более ранних техник воспроизведения демонстрируют, например, литографии из комплекта «Парфенон: материалы для реставрации», изданного в Париже в 1848 году хранителем скульптуры в Лувре Леоном де Лабордом, или листы с цветными литографированными изображениями из издания 1872 года «Настенная живопись Помпей». Это труд Джулио Де Петра, крупного итальянского археолога, руководившего на протяжении долгих лет раскопками Помпей.
Со временем при воспроизведении памятников стали отдавать предпочтение фотографическим изображениям, как более объективным. Примерами подобных изданий могут служить фоторепродукции производства известной итальянской фирмы «Алинари», которые также будут представлены на выставке. Почетное место в экспозиции займет трехтомное издание, подготовленное И.В. Цветаевым - «Учебный Атлас античного ваяния». (М.,1890-1894 гг.)
Когда осенью 1889 года Цветаев приступил к преподаванию курса по истории античного искусства на кафедре теории и истории искусств, он скоро убедился в том, что издания, имевшиеся в Кабинете изящных искусств, не обеспечивают нужной ему полноты материала. Поэтому он в кратчайшие сроки составил план нового учебного пособия. Атлас античного ваяния для студентов Императорского Московского университета содержит фоторепродукции более 500 памятников. Издание было высоко оценен на I Международном конгрессе исторических наук в Риме в 1903 году.
Но, разумеется, ни одна самая лучшая фотография не сравнится с трехмерным изображением памятника, то есть со слепком. Поэтому следующей задачей, которую перед собой поставил Цветаев, было создание учебного музея слепков. На исполнение задуманного ушло более 20 лет, лишь в 1912 году в Москве появился Музей изящных искусств, который его создатель называл «Хрестоматией по искусству в памятниках». Первоклассные слепки, собранные Цветаевым, не потеряли своей актуальности и сегодня.
Копии с величайших произведений мирового искусства, представленные в экспозиции Учебного художественного музея им. И.В. Цветаева в РГГУ, были приобретены для Музея изящных искусств имени императора Александра III более 100 лет назад. Поэтому неслучайно выставка, посвященная истории изучения классического искусства, пройдет в стенах этого музея, а именно в Большом Античном зале (зале Аполлона).
|