РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Международное сотрудничество


Международные соглашения и договора МИНОТ РГГУ

1. Соглашение о сотрудничестве МИНОТ РГГУ, DAAAM International (Вена, Австрия), ИПМ им. М.В. Келдыша РАН, МЛ "Сенсорика", Лаборатории "Мехатронные системы" ПГТУ (Йошкар-Ола) от 11.11.2019

2. Хартия об основании Международной молодежной школы Интеллектуальной роботроники от 16.02.2018

3. Соглашение о сотрудничестве МИНОТ РГГУ, DAAAM International (Вена, Австрия), Zadar University (Задар, Хорватия), ИПМ им. М.В. Келдыша РАН, СПбПУ (СПб), МЛ "Сенсорика", МГТУ "Станкин" от 05.03.2016

4. Соглашение о сотрудничестве МИНОТ РГГУ, Orchid Technology K. K. (Токио, Япония), ИПМ им. М.В. Келдыша РАН, МЛ "Сенсорика" от 16.04.2015

5. Соглашение о сотрудничестве МИНОТ РГГУ, DAAAM International (Вена, Австрия), Zadar University (Задар, Хорватия), ИПМ им. М.В. Келдыша РАН, МЛ "Сенсорика" от 04.06.2014

6. Соглашение о сотрудничестве МИНОТ РГГУ, НОФ MUSEON (Враца, Болгария), DAAAM International (Вена, Австрия), Zadar University (Задар, Хорватия), ИПМ им. М.В. Келдыша РАН, МГТУ "Станкин", МЛ "Сенсорика" от 09.08.2013

7. Хартия об основании Международной докторской школы DAAAM International от 26.10.2012

8. Соглашение о сотрудничестве МИНОТ РГГУ, Zadar University (Задар, Хорватия), ИПМ им. М.В. Келдыша РАН, МЛ "Сенсорика" от 29.02.2008

Международная научная школа "Интеллектуальная роботроника"

В современном мире происходит интернационализация научных исследований и образование неформальных сообществ ученых и специалистов, обладающих конгруэнтностью мышления и взглядов на технологии решения сложных инженерных проблем.

В России более ста лет складывалась уникальная система саморазвивающихся научных школ. Трудно переоценить её влияние и на такую межотраслевую науку как робототехника, где пересекаются разнообразные научно-технические подходы и бионические направления.

Одним из первых в СССР (с 1970 г.) академиком Д.Е. Охоцимским в Институте прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН и на мехмате МГУ был сформирован коллектив научной школы, который развернул работы по интеллектуальным роботам и шагающим аппаратам. С 1991 г. в Международной лаборатории «Сенсорика» часть этих работ получила существенную инженерную направленность и в дальнейшем объединилась со школой Венского технологического университета (TU Vienna) по автоматизации в машиностроении. На счету Laboratory Intelligent Manufacturing Systems из TU Vienna десятки реализованных уникальных заводов-автоматов. В 2005 году к данному направлению подключился Международный институт новых образовательных технологий РГГУ со своим роботариумом для продвижения интеллектуальной роботроники среди молодежи. 

Сегодня сложился коллектив единомышленников, составивших Международную научную школу «Интеллектуальная роботроника» (МНШ). Разработки этого сообщества посвящены актуальным научным и инженерным аспектам интеллектуализации, автоматизации в машиностроении и мобильной робототехнике, в том числе по направлениям: бионические принципы адаптивного управления роботов и манипуляторов; интеллектуальные информационно-измерительные и управляющие системы; распределенное управление и тренажеры; мехатроника, сенсорика и учебная робототехника.

В становлении совместных работ решающую роль сыграла Российская Международная инженерная академия (РИАМИА), создавшая Научно-образовательный центр «Интеллектуальная роботроника» и Центрально-Европейское отделение МИА со штаб-квартирой в Вене, которые объединили шесть научно-внедренческих организаций, университеты, а также инициировала учреждение ежегодной Международной докторской школы (МДШ) DAAАМ International Vienna  при старейшем в Европе Задарском университете (Хорватия). МДШ должна помочь передать опыт научных исследований молодым соискателям докторских степеней.

Основатели школы:

Основные направления деятельности:

Публикации и защиты:

350 научных публикаций, 4 монографии, 2 докторских диссертации и более 50 кандидатских диссертаций во многих университетах.

Работа с молодежью

Более 25 лет проводятся Международные школы-семинары по адаптивным роботам и компьютерной авuтоматизации в Санкт-Петербурге, Иркутске, Кохтла-Ярве, Вене, Дивноморске, Москве и других городах. В 2017 году создана молодежная секция школы "Интеллектуальная роботроника".

Молодежная школа "Интеллектуальная роботроника"

DAAAM International Vienna (Danube Adria Association for Automation & Manufacturing) ежегодно проводит Международный симпозиум, посвящённый актуальным инженерным и научным проблемам. В рамках подготовки и проведения этого симпозиума сформировалась международная сеть научного, академического и промышленного сотрудничества, начало которой было положено её основателем профессором Бранко Каталиничем (Branko Katalinic) 5 ноября 1990 года на Венском симпозиуме, посвящённом 175-летию Венского технологического университета. Идея заключалась в том, чтобы создать Всемирный форум для инженеров, учёных и промышленных менеджеров как площадку для обсуждения текущего состояния и передовых технологий производства и автоматизации. С момента создания DAAAM International состоялось более 30 симпозиумов, работа которых проходила в таких Европейских странах как Австрия, Хорватия, Чехия, Босния и Герцеговина, Венгрия, Германия, Польша, Румыния, Словакия, Словения. За весь период существования DAAAM International участие в нём приняли более чем 10.000 учёных и экспертов из более чем пятидесяти стран мира.

В 2016 году на 27-м International DAAAM Symposium “Intelligent Manufacturing &Automation”, работа которого проходила 26-29 октября в г. Мостар (Босния и Герцеговина), впервые заработала секция школьных исследовательских работ, выполненных российскими школьниками старших классов. Инициатором привлечения будущих молодых исследователей стали ведущие специалисты Международного института новых образовательных технологий (МИНОТ) Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) совместно с педагогами Школы «Логос М» г. Мытищи,  в которой уже несколько лет практикуется проектный метод обучения.

Это был первый опыт выступления ребят  на «взрослом» научном симпозиуме международного уровня с презентациями своих работ, выполненных в рамках дополнительного школьного образования. В соответствии с современными требованиями проведения международных научных конференций и симпозиумов все презентации и доклады ребят были выполнены на английском языке.

Отличительной особенностью работы школьной секции являлось то, что уже в 2016 году (задолго до организации массового использования средств дистанционного образования в период пандемии корона-вируса) были задействованы современные цифровые мультимедийные и коммуникационные технологии дистанционного проведения научных конференций. Поскольку представленные научно-исследовательские проекты выполнялись небольшими коллективами учащихся (2-4 человека), часть докладчиков представляли свои работы непосредственно находясь в зале проведения симпозиума в Боснии, а другая часть – в России в РГГУ, между которыми был организован коммуникационный канал с использованием так называемого защищённого цифрового канала связи (VPN-канал) через Интернет. Тем самым создавалось виртуальное визуальное и голосовое объединение группы исполнителей проекта. 

По результатам работ и докладов учащихся, представленных на симпозиумах, выпускаются сборники исследовательских докладов школьников. Все, вышедшие к настоящему времени сборники научно-исследовательских работ учащихся – это плод труда молодых дарований. Цель таких публикаций заключается в том, чтобы показать школьникам, что научные исследования – это нелёгкий труд, требующий отличных и разносторонних базовых знаний, трудолюбия и увлечённости. Публикация результатов таких исследований учащихся крайне важна для их авторов. Это их первая в жизни публикация, которая является показателем того, что они обладают перечисленными качествами, конечно, в соответствии со своим возрастом. При подготовке статей и презентаций школьникам объясняется, что прежде, чем их работы будут приняты для участия в симпозиуме, они должны пройти рецензирование учёными-экспертами, и лишь затем авторы будут приглашены к участию в таком известном научном форуме, как Международный симпозиум DAAAM International. Так начинается их путь в большую науку.

STEM-Центр

 МИНОТ РГГУ с 2015 г. имеет международный статус «STEM-Центра» (Science, Technology, Engineering, Mathematics). Отвечая вызову времени, проект «STEM-Центры» фокусируется на научно-технологической сфере. Новые направления призваны воспитать следующее поколение ученых, исследователей, инноваторов и предпринимателей, работающих над проектами в сфере высоких технологий.

STEM-центры  это сеть общественных исследовательских лабораторий, поддерживающая научную, техническую и инженерную составляющую в дополнительном образовании школьников.

Российские STEM-центры - часть международного проекта. Цель программы – повысить интерес к изучению точных, инженерных и естественных наук среди школьников, предоставив старшеклассникам новые возможности для развития исследовательского потенциала на базе научных лабораторий при ведущих вузах. Такой подход позволяет укрепить взаимодействие средней и высшей школы, открывая школьникам доступ к уникальному лабораторному оборудованию и взаимодействию с профессиональными учеными. STEM-центры – это один из источников кадров для научно-исследовательской работы.

В апреле 2013 года корпорации АФК «Система» и МГУ имени М.В. Ломоносова объединили усилия по созданию сети STEM-центров в г. Москве и Московской области. Проект осуществлялся в рамках Всероссийского Фестиваля науки и программы «Лифт в будущее» при поддержке Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы. STEM-центры в Москве и Московской области вызвали большой интерес со стороны молодых ученых и школьников: было подано более 250 заявок на участие от научных руководителей и более 400 заявок от школьников. В МИНОТ РГГУ  открыт общественный STEM-центр.

STEM центр  не является официальным структурным подразделением РГГУ, а выполняет социальные функции -  воспитания следующего поколения изобретателей, инноваторов и предпринимателей, работающих над проектами в сфере высоких технологий. Развитие инициатив STEM  в регионах не только позволяет ученикам получить современные научно-исследовательские компетенции, но и увеличит  кадровый потенциал в высокотехнологичных и наукоемких отраслях промышленности.

Цели:

Задачи: