Международный институт новых образовательных технологий занимается разработкой и внедрением в учебный процесс новых образовательных технологий, выполняет учебно-методические и учебно-научные функции и объединяет группу учебно-научных подразделений.
Основными задачами Института является выработка стратегий политики Университета в области использования новых образовательных информационных, коммуникационных и аудиовизуальных технологий (ИКАТ) в учебной и исследовательской деятельности; разработка и внедрение в учебный процесс новых учебно-методических комплексов; организация системы подготовки и переподготовки профессорско-преподавательского состава для работы с использованием ИКАТ, исследование влияния ИКАТ на качество усвоения знаний путем проведения комплексного эксперимента; разработка и внедрение новых проектов учебных аудиторий, оснащенных компьютерной и аудиовизуальной техникой.
Положения об Институте и структурных подразделениях
Институт новых образовательных технологий и информатизации был организован как общеуниверситетское структурное подразделение в соответствии с решением ученого совета университета от 19 декабря 2000 г. и на основании Приказа РГГУ 01-05-04/осн от 11 января 2001 г.
23 марта 2013 г. в соответствии с решением Ученого совета (протокол №3) институт был преобразован в Международный институт новых образовательных технологий (Приказ РГГУ от 25 марта 2013 №01-159/осн)
Главная задача Международного центра - сопряжение учебного процесса и конкретных исследовательских задач посредством использования новых образовательных информационных, коммуникационных и аудиовизуальных технологий.
Назначение центра – разработка и внедрение в учебный процесс новых парадигмальных образовательных моделей и соответствующих учебно-методических комплексов, а также распространение этих достижений среди студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава, сотрудников Университета и зврубежных высших учебных заведений.
Создание информационно-познавательной среды - высокотехнологичной, базирующейся на современных компьютерных, информационных и интерактивных технологиях; разноуровневой многоязычной системы накопления, организации и обработки познавательно-ценной информации, ориентированной на активизацию самостоятельного мышления ее пользователей с помощью специального информационного инструментария. Сотрудники Центра ведут работу в нескольких направлениях. Прежде всего, это разработка электронных образовательных ресурсов различной тематической направленности (история, история науки и техники, перевод и переводоведение, востоковедение и т.д. ). Далее – оказание методической и контентной помощи преподавателям, желающим создать свой собственный электронный ресурс. Данная работа проводится совместно с Государственным Институтом повышения квалификации РГГУ, где сотрудники Центра также читают оригинальные авторские курсы. И, конечно же, это участие в образовательном процессе европейских университетов. Центр проводит исследования в нескольких направлениях: создание и поддержка образовательных Интернет-ресурсов, разработка образовательных баз данных, мультимедийных образовательных программ, участие в педагогическом процессе и научной жизни Университета и научных организаций России. Центр поддерживает национальные интернет-порталы: «Леонардо да Винчи», «Микеланжело Буонаротти» Центр совместно с Институтом истории естествознания и техники РАН. создает в РГГУ расширенную экспозицию «История науки и техники», работа ведется в рамках комплексного проекта «Музейон» (организация многопрофильного центра по исследованию и популяризации истории развития науки и техники).
Центр разрабатывает новые проекты многофункциональных учебных аудиторий, рекриаций, конференц-залов и т.д., построенных на новейших компьютерных, аудиовизуальных и коммуникационных устройствах, обеспечивает проведение конференций, семинаров, конкурсов интерактивных мультимедийных инсталляций при тесном взаимодействии с учебным и методическим управлениями РГГУ, а также занимается исследованием влияния новых образовательных информационных, коммуникационных и аудиовизуальных технологий на качество усвоения знаний путем проведения комплексного психофизиологического, медико-биологического и педагогического эксперимента. В лаборатории создана оригинальная психолингвистическая методика, позволяющая анализировать качественные характеристики любого вида деятельности и влиять на них через управление характером операций с языком (речью) и с информацией, описывающей данный вид деятельности.
Основной задачей центра является организация и использование в учебном процессе и исследовательской деятельности новейших достижений в области информатики, мехатроники и сенсорики.
Три основных направления работы в условиях новой образовательной модели: построение специализированного учебного пространства с комплексом робототехнического оборудования, разработка специализированных учебно-методических комплексов и работа с профессорско-преподавательским составом для проведения занятий с использованием робототехнического оборудования. Специалисты центра под рукодством основателя и основоположника направления Интеллектуальная роботроника, заместителя директора Центра Пряничникова В.Е. проводит цикл авторских занятий по широкому спектру робототехнических проблем.
На базе комплекса многофункциональных мультимедийных аудиторий совместно с Международной лабораторией «Сенсорика» и Институтом прикладной математики им. М.В.Келдыша РАН, занимается созданием робототехнического учебно-научного испытательного стенда, который состоит из мобильного модуля с информационно-программным обеспечением «сервер-клиент» и учебно-методического комплекса. Стенд предназначен для практических работ по изучению, конструированию и испытанию механизмов с интеллектуальными программами управления, а также для проведения демонстрационных и проверочных занятий в области микроэлектроники, сенсорики и интеллектуальных систем. Разрабатываются программы дистанционного доступа к оборудованию через VPN-каналы в рамках совместных работ с российскими и зарубежными университетами.
Созданные методики и комплекс технических средств позволяют вывести процесс обучения студентов на качественно более высокий уровень понимания таких проблем, как синхронизация работы микропроцессорных и мехатронных устройств с РС в реальном масштабе времени и построение эвристик для разрешения противоречий в потоках сенсорно-управляющих данных.
1. Мобильные и промышленные робототехнические системы. Силами объединенного коллектива ученых, аспирантов,студентов и учащихся проводится проектирование, конструирование и производство опытных образцов мобильных,учебных и промышленных робототехнических устройств. Разработка и отладка программных комплексов осуществляется совместно с ведущими специалистами научных институтов, такой подход позволяет в реальной практике обеспечить непрерывную цепочку подготовки будущих специалистов.
2. Цифровой дизайн и трехмерное прототипирование сложных пространственных объектов. Суть технологии заключается в последовательной реализации проектирования внешнего облика технической или какой-либо иной структуры посредством последовательного выполнения этапов: концептуального проектирования, предварительного формирования компьютерной модели облика изделия, подготовки для прототипирования и изготовления трехмерной модели объекта на 3D принтерах, фрезеровальных станках с ЧПУ и машинах лазерной резки.
3. Историко-научно-техническая реконструкция объектов и памятников технической мысли.Учащиеся вовлекаются в сложный организационно-произодственный процесс, получая базовые компетенции в области анализа и синтеза сложных технических изделий, выполняя поэтапно все циклы воссоздания облика объекта, начиная с поиска и анализа архивных документов, создания электронных копий чертежей, Разработки технологической оснастки и непосредственного производства из аутентичных материалов работоспособного объекта.
Совместно с Институтом повышения квалификации РГГУ в МИНОТ работает Школа IT. Занятия в Школе IT ведутся с декабря 2000 года. Основной целью работы Школы является повышение мастерства преподавателей в области IT, и за счет этого более широкое профессиональное использование новых информационных технологий в учебном процессе университета, переход образовательного процесса на более высокий качественный уровень. Основными задачами, которые решаются в ходе проведения занятия в Школе IT являются: ознакомление преподавателей с существующими и перспективными информационными технологиями, используемыми в образовательном процессе, возможностями технического обеспечения, программной поддержки и учебно-методических разработок РГГУ для построения учебных курсов с большей эффективностью; приобретение навыков работы с имеющимися в РГГУ программно-техническими средствами, стимулирования развития новой культуры педагогическоо мышления, понимания информационных технологий как универсального языка образования.Разработан новый учебно-методический комплекс по курсу «Цифровая гуманитаристика», предназначенный для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Лекции читаются ведущими специалистами РГГУ в области информационно-коммуникационных технологий, а также приглашенными лекторами из ведущих IT-компаний. В Школе-IT проходит подготовка и переподготовка не только профессорско-преподавательского состава РГГУ, но и преподавателей других вузов. Организация системы подготовки и переподготовки профессорско-преподавательского состава для работы с использованием информационных, коммуникационных и аудиовизуальных технологий позволила поднять работу преподавателей в мультимедийных многофункциональных аудиториях МИНОТ РГГУ на более высокий уровень.
Выставка «Полет мысли»: столетия от идеи до воплощения:
https://www.kp.ru/daily/27698/5087094/
https://vedom.ru/news/2025/05/13/73305-polet-mysli-stoletiya-ot-idei-do-voploshcheniya
https://golos-truda.ru/index.php/history/2551-polet-mysli-stoletiya-ot-idei-do-voploshcheniya
https://vladimirculture.ru/events/69391/vystavka-polet-mysli
https://shop-kreml-alexandrov.ru/muzey/novosti/polet-mysli-stoletiya-ot-idei-do-voploshcheniya/
https://afisha7.ru/aleksandrov/vystavki/5195660mk
- "Клуб Талантов" вновь открывает двери// Наш Тверской, №5 август, 2023. с.4.
- Аннина С. Кротов И. Этот загадочный Леонардо.//Управляющий совет образовательной организации. Сегодня. Завтра. Послезавтра. №5, 2023, с. 45-51.
- Проникнуть в лабораторию Леонардо да Винчи. Perspectum. Перспектива. Поколение поиска. https://perspectum.info/universitetskie-subboty/
- "Университетская среда для учителей" в РГГУ// Наш Тверской, №3 июнь, 2023. с.4.
- Двери РГГУ открыты для всех // Каретный Ряд, №8, декабрь 2022, с.2.
- Интеллектуальные каникулы в РГГУ// Каретный Ряд, №5, декабрь 2022, с.4.
- Леонардо да Винчи лишился бороды//Метро 21 апреля №60 (72/4874) С.2.
- Promethean Titanium превзошла все ожидания музея 3Da-Vinci // Av Club/ https://www.avclub.pro/news/rossiya/promethean-titanium-prevzoshla-vse-ozhidaniya-muzeya-3da-vinci/
- Андреев В.П. Растить новую генерацию ученых и инженеров//Педсовет. https://pedsovet.org/publikatsii/obrazovanie/rastit-novuyu-generatsiyu-uchenyh-i-injenerov-
- Дениева А.К. Конкурсы-фестивали-конференции и раннее выявление способностей//Педсовет https://pedsovet.org/publikatsii/obrazovanie/v-minot-rggu-razrabotana-programma-rannego-vyyavleniya-...
РЕПОРТАЖ ОБ УЧАСТИЯХ МИНОТ РГГУ В ВЫСТАВКЕ «ВУЗПРОМЭКСПО 2020»
ИНТЕРВЬЮ С СОТРУДНИКОМ МИНОТ РГГУ "ВАШЕМУ РЕБЕНКУ НУЖНО ОСОЗНАННОЕ САМОРАЗВИТИЕ"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА «МАТРИЦА СЧАСТЬЯ» В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «РОССИЯ - ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ МИРА»
http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=141193
http://www.polit.ru/science/2006/06/26/jana_print.html
http://www.techno.edu.ru:16001/db/msg/29350.html
http://www.ir.ru/show_arhive.php?year=2005&month=7&id=740
http://inavate.ru/site/files/Index-02-2008/InAVate-Rus-Jan-Feb-2008-full.pdf
http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=83639&THEME_ID=106299
http://www.piksbn.ru/news/excibition/3310/
http://www.techno.edu.ru:16001/db/msg/31086.html
http://www.osp.ru/pcworld/2007/02/4117660/
http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=102516&phrase_id=235079
http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=73094&phrase_id=235079
http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=56755&phrase_id=235079
http://www.itogi.ru/paper2004.nsf/Article/Itogi_2004_11_08_13_2866.html
http://www.ug.ru/?action=topic&toid=1101&i_id=14
http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=3496&i_id=43
http://www.cnews.ru/news/line/index.shtml?2008/02/28/289861
http://www.osp.ru/win2000/2007/08/4699840/
http://www.ugra-gateway.ru/root/rus/article/2199146/
http://www.hse.ru/pressa2002/?show=8845&selected=&PHPSESSID=bc37f022a62ca174ff80ae8dd09de494
http://www.stylerussia.ru/node/47
http://www.tbngroup.com/news_20070921.html
http://www.inavate.ru/site/content/view/438/62/
http://www.inavate.ru/site/content/view/247/61/
http://www.inavate.ru/site/content/view/258/72/
http://www.inavate.ru/site/content/view/147/62/
http://www.inavate.ru/site/content/view/537/62/
http://www.inavate.ru/site/content/view/121/72/
http://www.inavate.ru/site/content/view/27/72/
http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=111627&phrase_id=263014
http://upr.1september.ru/2005/18/8.htm
http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=3496
http://www.ug.ru/?action=topic&toid=3046&i_id=33
http://www.ug.ru/issues07/?action=topic&toid=5191
http://www.ug.ru/issues07/?action=topic&toid=4367
http://upr.1september.ru/2005/18/8.htm
http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=3496
http://www.ug.ru/?action=topic&toid=3046&i_id=33
http://www.ug.ru/issues07/?action=topic&toid=5191
http://www.ug.ru/issues07/?action=topic&toid=4367
http://inavate.ru/site/files/Index-03-2009/InAVate-RUS-March-2009-34-37.pdf
http://news.avermedia.com.tw/newsletter/PPD/Globe/201001/PPD_2010_01_Event%20Sharing.html#es2
http://www.inavate.ru/site/content/view/1457/1/
http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=123444
http://ns0.ug.ru/issues08/?action=topic_add&toid=3046&i_id=29&app=ikt
http://www.inavate.ru/site/content/view/2029/1/
http://competentum.ru/articles/academic/1088/
http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=123444&sphrase_id=35263
http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=126256&sphrase_id=35263