УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России» ставит перед собой задачу создать предпосылки для складывания новой формации историков, способных заниматься исследовательской работой, преподавательской деятельностью, организационной и аналитической практикой в сфере культуры (музеи, архивы), функционировать в различного рода социальных учреждениях государственного и негосударственного типа, выступать в качестве «россиеведа» в службах интеллектуального сопровождения, заниматься журналистскими и редакторскими обязанностями в СМИ, ТВ и экспертизой исторических текстов.
Основополагающие принципы, характеризующие университетское образование практически с момента возникновения первых университетов – единство научных исследований и учебных знаний; совместный поиск истины профессором и студентом; наличие или формирование традиций университета, своей «изюминки», тех особых методов достижения целей, которые выделяют его среди других, - сохранят актуальность.
В то же время наметившийся пересмотр ценностных ориентаций в контексте кризиса техногенной цивилизации в конце XX века оборачивается, в частности, переоценкой прежних образовательных традиций, приемов, методик. При этом поиски нового базируются на признании глубинной связи между педагогическими системами, образовательными методиками, социокультурным климатом. Традиционная образовательная система, сложившаяся в XIX веке и обновленная для выполнения социального заказа общества в первой половине XX века, целиком пронизана императивом подготовки человека знающего, в то время как современный мир нуждается в человеке, понимающем и сознающем себя, общество и культуру как минувших эпох, так и современную.
Итогом назревшей переориентации должно стать представление о результатах деятельности образовательной системы: воспитание целостного мышления человека, отвечающего современным реалиям жизни, снабжение его эффективными инструментами для самостоятельного выбора своего места в обществе, для умения ставить цели, выбирать средства и видеть последствия своих действий. Идеал самореализации личности во всех сферах человеческой жизни должен стать генеральной целью функционирования образовательной системы. Пересматриваются основные парадигмы развития общества на базе идеологии модернизации.
С целью создания новой научно-педагогической школы ведется разработка специальных модулей курсов, включающих в себя как теоретические, так и технологические компоненты. Таким образом, акцент смещается на практически индивидуальные формы работы студента и преподавателя. Отрабатывается модель коллективного, совместного процесса познания на материалах современности с широким спектром междисциплинарных приемов.
Курсы, читаемые преподавателями УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России» - авторские. Дидактические материалы разрабатываются самими преподавателями УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России». Рабочие программы дисциплин разработаны в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 46.03.01 "История" и в соответствии с внутриуниверситетскими нормативами (методические рекомендации профильного УМС, Учебно-методического управления РГГУ и т.п.). Согласно требованиям ФГОС ВО программы дисциплин периодически обновляются (по дисциплинам базовой части учебного плана - ежегодно; по элективным дисциплинам - раз в два-три года), дополняется их содержание, расширяется перечень тем изучаемого материала с учетом развития науки, культуры, технологий, междисциплинарного характера рассматриваемых проблем. В зависимости от изменений, вносимых в базовый и рабочие учебные планы, изменяется структура дисциплин (общая трудоемкость в соответствии с количеством отводимых на дисциплину зачетных единиц, количество аудиторных часов).
В учебном процессе широко используются результаты методической и научно-исследовательской работы преподавателей УНЦ, новейшие информационные технологии. Образовательный процесс обеспечен также выдержавшими несколько переизданий учебником «Отечественная история новейшего времени (1985 – 2009 гг.)», курсом лекций «История России. XX век» и учебными пособиями «История СССР/РФ в контексте современного россиеведения», «Зарубежное россиеведение», «Перестройка и крах СССР. 1985-1993», «История КПСС», хрестоматией по истории «Современная Россия (1985-2010)» и др. – подготовленными профессорско-преподавательским составом выпускающей кафедры и УНЦ в 2009-2019 годах. Продолжается разработка коллективного проекта с условным названием «Базы данных по истории современной России», воплощенном, в частности, в указанной хрестоматии (только электронная ее версия насчитывает более 150 п.л. текстов из документов по новейшей истории России).
В учебном процессе используются компьютерные технологии. Образовательный процесс обеспечен доступом к электронной библиотечной системе znanium.com.
Студенты, обучающиеся по направлению подготовки «История» направленность (профиль) «История современной России» с 1 курса сориентированы на разработку проблематики новейшей и современной истории России. Многие из них подходят к моменту написания выпускной квалификационной работы с уже наработанным и прошедшим апробацию в ходе защиты курсовых работ материалом. Тематика курсовых работ соответствует требованиям ФГОС, ежегодно обновляется с учетом пожеланий студентов, состояния исторической науки и актуальности разработки тех или иных проблем. Актуальность курсовых работ в значительной степени связана с нацеленностью специализации на изучение истории современности.
Студенты активно участвуют в студенческих конференциях, которые являются важной частью их научно-исследовательской работы, позволяют представить свое видение диссертационных тем, способствуют формированию целого ряда профессиональных и социально-личностных компетенций, прежде всего, связанных с научной коммуникацией.
Эффективность практикуемой в УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России» образовательной модели подтверждается результатами конкурсных работ. Так, в 2009 году Лишманова Е.В. (научный руководитель – Горизонтов Л.Е.) была признана победительницей конкурса «Третьекурсник-исследователь РГГУ – 2009». В 2010 году Корниенко Л.В. (научный руководитель – Горизонтов Л.Е.) принял участие в Открытом всероссийском конкурсе на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам и прошел во II Тур, а также стал финалистом конкурса студенческих научных работ «Третьекурсник–исследователь РГГУ – 2010». Тезисы студентов 3, 4 курсов были опубликованы в сборнике «Престройке 25 лет. Историческая память современной России».
После завершения обучения в магистратуре многие выпускники поступают в аспирантуру РГГУ и др. вузов, продолжая научную работу по проблематике постсоветской истории. Так, например, в РГГУ Д.А. Пушмин защитил кандидатскую диссертацию по теме «Формирование новой российской государственности в условиях трансформации российского общества», а В.Н. Круглов защитил кандидатскую диссертацию по теме «Регионализация в СССР/РФ (1990 – 1997 гг.)».
Преподавателями УНЦ были написаны следующие монографии, учебники и учебные пособия по истории России в XX и XXI вв.:
УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России» является инициатором и организатором ряда конференций международного и общероссийского характера, готовит материалы этих конференций к изданию. Например, силами УНЦ были организованы Международная научная конференция «История постсоветской современности. Проблемы изучения и преподавания», Международная научно-практическая конференция «Перестройке 25 лет. Историческая память современной России», Круглый стол «Проблемы формирования отношений согласия и толерантности в российском обществе и учебный процесс в РГГУ», международная научная конференция: «Исторические юбилеи и государственные церемониалы как иллюстрация политической и культурной жизни общества в России, СССР и РФ» и др.