1 июня 2024 года спецсеминар «Визуальное в литературе» и кафедра теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ провели межвузовский студенческий научный круглый стол, посвященный поэтике цвета в литературе и культуре.
Цвет – значимое проявление визуального в литературе.
Цвет – это и «визуализированное ощущение», и «культурная конструкция», и «язык». Что такое символика и семантика цвета? Как формируются значения отдельных цветов? Какие возможности для прочтения и интерпретации дает нам цвет? Для чего нужны – и нужны ли – в тексте «синие занавески»?
Примерно такому кругу вопрос был посвящен межвузовский студенческий научный круглый стол «“Мир разноцветный виден из окна”: цвет в структуре художественного произведения», проходивший в первый день лета. В каждом из докладов был рассмотрен один или два цвета и их репрезентация в конкретном художественном тексте. Это позволило более четко описать методологию работы с поэтикой цвета в литературном произведении и рассмотреть его (и цвет, и произведение) во всех деталях. А благодаря небольшому числу докладов, каждый из них сопровождался многочисленными вопросами и интенсивными дискуссиями. Таким образом, были выделены, сформулированы и опробованы методы филологического анализа цветовой палитры литературного произведения, а также отмечены общие и различные черты в функционировании черного, синего, голубого, красного, зеленого, желтого и белого цветов в литературных текстах различной родовой природы и относящиеся к разному времени и разным национальным культурам.