РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Рукодельникова Мария Борисовна

Кафедра/Центр

Кафедра восточных языков

Должность

Заведующий кафедрой

Ученая степень

Кандидат филологических наук, доцент

Биографические сведения

В 1990 г. закончила Отделение структурной и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ, в 1993 г. – аспирантуру Института востоковедения РАН. Кандидат филологических наук (1995 г., тема «Структурно-семантический анализ глагольных комплексов в современном китайском языке»). В 1993-2000 гг. - сотрудник Отдела языков Народов Азии Института востоковедения РАН. В РГГУ с 2000 г.

Научно-педагогическая деятельность

С 1998 г. – старший преподаватель, затем доцент Московского государственного лингвистического университета, читала курсы Общего синтаксиса и семантики. С 2000 г. – в Институте лингвистики РГГУ, зав.кафедрой. Ведет занятия практическим китайским языком у студентов Института лингвистики (направления подготовки: Фундаментальная и прикладная лингвистика и Перевод и переводоведение), философского факультета, факультета международных отношений и зарубежного регионоведения; читает ряд теоретических курсов студентам Института лингвистики.

Сфера научных интересов

Современный китайский язык, семантика и лексикология, диалекты китайского языка, ареальная лингвистика

Публикации

    Автор более 70 научных и учебно-методических работ, среди публикаций последних лет:
  • Рукодельникова М.Б Современное состояние востоковедения в РГГУ (интеграция различных гуманитарных отраслей знаний) // VII Съезд российских востоковедов: (Звенигород, 13-16 сентября 2010 г.) Бюллетень Общества востоковедов РАН №19, М.:ИД "Ключ-С" , 2010. 280 с., СС. 209-211. Тираж 1000.
  • Рукодельникова М.Б. К ХХ-летию востоковедения в РГГУ. Итоги и перспективы // Бюллетень. Вып. ХХ. Тезисы VIII Съезда российских востоковедов. Казань 25-28 сентября 2012. М.: Языки славянской культуры, 2012. сс. 176-179
  • Рукодельникова М.Б. Негативные конструкции в дунганском языке с точки зрения типологической перспективы его развития // Вестник РГГУ. Серия «Филологические науки. Языкознание». МЛЖ том 14 / 2012. 0,4 п.л., с. 80–86
  • Maria Rukodelnikova. Some new features of the Dungan language typology // 8th Conference of the European Association of Chinese linguistics, 26-29 сентября 2013 EHESS, Paris, France 2013, p.16-17
  • Mariia Rukodelnikova Language jokes in Chinese Internet // XX Biennial Conference European Association for Chinese Studies (EACS). Book of Abstracts. Portugal, 2014, p.137
  • Maria Rukodelnikova. Colour and the Emotional Estimation of Female Appearances in Chinese // Thinking Colours: Perception, Translation and Representation. Cambridge Scholars Publishing. Lady Stephenson Library, Newcastle upon Tyne, NE6 2PA, UK. ISBN (10) 1-4438-7529-5; ISBN (13) 978-1-4438-7529-5. pp. 17-26
  • Рукодельникова М.Б., Салазанова О.А. Китайский язык в средней школе и способы повышения мотивации к обучению в новом учебном комплексе 我们说汉语 «Мы говорим по-китайски» // Россия – Китай: история и культура: сборник статей и докладов участников VIII Международной научно-практической конференции (Казань, 8 – 11 октября 2015 г.). – Казань: 2015. – сс. 182-185.
  • Рукодельникова М.Б. The Problem of Motivation Secondary School Pupils to Learn Chinese: Some Constructive Ideas on How to Resolve This in a New Series of Chinese Textbooks // 21st Biennial Conference of the European Association for Chinese Studies. St.Petersburg, August 23-28, 2016: Book of Abstracts. —St.Petersburg, 2016 pp.30-31
  • Рукодельникова М.Б., Салазанова О.А., Холкина Л.С. Новый учебник китайского языка для средней школы. Соответствие ФГОС: проблемы и решения // Россия – Китай: история и культура: Сборник статей и докладов IX международной научно-практической конференции. – Казань: Фэн АН РТ, 2016. – С. 303-313. ISВN 978-5-9690-0312-5
  • Салазанова О.А., Рукодельникова М.Б., Холкина Л.С., Ли Тао Преподавание иероглифики на начальном этапе обучения китайскому языку в средней школе. На материале УМК «Китайский язык. Второй иностранный язык» // Актуальные вопросы преподавания китайского и восточных языков в XXI веке: сборник статей и докладов I Международной научно-практической конференции. – Казань: 2017. С.166-176 тираж 100 экз.
  • Рукодельникова М.Б., Салазанова О.А., Холкина Л.С. Развитие навыков аудирования на начальном этапе обучения китайскому языку. На материале УМК «Китайский язык. второй иностранный язык» // Россия – Китай. История и культура. Сборник статей и докладов участников Х международно-практической конференции. – Казань: Издательство Академии наук РТ, 2017. – 716 с. С 498-505.
  • Рукодельникова М.Б. Преподавание китайского языка в школе с учетом требований ФГОС к ОГЭ и ЕГЭ // Международный форум языков и культур «Актуальные вопросы преподавания китайского и других восточных языков в XXI веке»: сборник статей и докладов участников форума. – Казань: Издательство «ФЭН» АН РТ, 2018. – 307 с.
  • Рукодельникова М.Б., Салазанова О.А., Ли Тао. Китайский язык. Второй иностранный язык. 5 класс: учебное пособие. - М.: Изд. Центр Вентана-Граф, 2016, ISBN: 978-5-360-07109-9. 11 п.л., 176 стр.
  • Рукодельникова М.Б., Салазанова О.А., Ли Тао. Китайский язык: второй иностранный язык: 6 класс: учебное пособие. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 175 с. тираж 1500 ISBN 978-5-360-07110-5
  • Рукодельникова М.Б., Салазанова О.А., Холкина Л.С., Ли Тао. Китайский язык: второй иностранный язык: 7 класс: учебное пособие. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 223 с. тираж 1500 ISBN 978-5-360-07112-9
  • Рукодельникова М.Б., Салазанова О.А., Холкина Л.С., Ли Тао. Китайский язык: второй иностранный язык: 8 класс: учебное пособие. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 239 с. тираж 1500 ISBN 978-5-360-07113-6
  • Рукодельникова М.Б., Салазанова О.А., Холкина Л.С., Ли Тао. Китайский язык: второй иностранный язык: 9 класс: учебное пособие. – М.: Вентана-Граф, 2018. Электронная книга PDF. ISBN 978-5-360-10462-9
  • Рукодельникова М. Б., Салазанова О. А., Холкина Л. С., Ли Тао. Учебное пособие Китайский язык: второй иностранный язык: 9 класс: рабочая тетрадь. М.: Просвещение. 2022, 112 с.
  • Ивченко Т.В., Рукодельникова М.Б., Фокина Е.Ю. Учебная и теоретическая грамматики китайского языка: проблема принципов описания и системности изложения // Иностранные языки в высшей школе. 2020. № 1 (52). С. 7-18.
  • Рукодельникова М.Б., Холкина Л.С., Ли Т. Преемственность учебных материалов в обучении китайскому языку: проблемы и решения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2020. № 3-2. С. 133-136.
  • Рукодельникова М.Б., Наний Л.О., Холкина Л.С. Лингвоспецифичная лексика китайского языка и проблемы перевода: на примере 麻烦máfan ‘хлопотный; беспокоить; беспокойство’ // Litera. 2020. № 1. С. 188-199.
  • Рукодельникова М.Б. The language of the Central Asian Huizu: the typology changes and the influence of new social conditions. В сб.: The 4th BAAS conference Vytautas Magnus University Kaunas; 2020: С. 31-31
  • Рукодельникова М.Б. Развитие и контроль навыков аудирования на начальном и продвинутом этапах обучения китайскому языку. В сб.: Сборник материалов III Международной конференции «Подготовка учителей китайского языка: опыт и перспективы взаимодействия российских и китайских университетов»; 2021: С. 105-114
  • Рукодельникова М.Б. Лексический минимум в школьном учебнике китайского языка. В сб.: Россия – Китай: история и культура. Сборник статей и докладов участников XIV международной научно-практической конференции; 2021: С. 240-242
  • Рукодельникова М.Б. Китайский язык в школе: грамматический аспект. В сб.: Тезисы докладов XXIV Международной научной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы»; 2021: С. 181-183
  • Рукодельникова М. Б. Развитие устной речи на китайском языке в рамках школьного курса. В сб.: Россия – Китай: История и культура. Сборник статей и докладов участников XV Международной научно-практической конференции; 2022: С. 312-317
  • Рукодельникова М.Б. Китайский язык в неязыковом вузе: позитивные тенденции и организационные сложности. В сб.: II МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СИНОЛОГИЯ В XXI В.» // Бурятский госуниверситет им. Д. Банзарова; 2022: С. 39-42
  • Рукодельникова М. Б., Салазанова О. А. Проблемы использования пятибалльной системы оценивания предметных результатов при обучении китайскому языку в средней школе. Педагогические измерения. 2023; №: 82-87


Обновлено: 17.01.2024 10:52:37
Версия для печати