В Историко-архивном институте РГГУ 4 февраля состоялось открытие выставки «Сквозь века и пространства: Наскальное искусство России». Она посвящена памяти доктора исторических наук, руководителя Центра палеоискусства Института археологии РАН Екатерины Дэвлет, которая была профессором РГГУ и много лет работала в нашем университете.
Представляла выставку Елена Леванова, ученица Екатерины Дэвлет, выпускница Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова РГГУ, кандидат исторических наук, директор Центра палеоискусства ИА РАН. Сегодня она продолжает работу своего учителя по сохранению и представлению памятников наскального искусства России комиссии ЮНЕСКО.
Ректор РГГУ Александр Безбородов в приветственном слове напомнил, что выставка является одним из первых крупных проектов недавно созданного Мультимедийного историко-культурного центра имени Ю.В. Кнорозова. «В условиях свертывания учебных часов, отведенных на историческую подготовку, работа Мультимедийного историко-культурного центра имени Ю.В. Кнорозова и Учебно-научного Мезоамериканского центра имени Ю.В. Кнорозова, в том числе и выставочная деятельность, очень важна для подготовки специалистов высшей квалификации, - отметил Александр Борисович. - Коллектив двух центров настроен на то, чтобы на современном уровне с точки зрения методологии и источников вести гуманитарные исследования, которые были бы заметны в России и за рубежом».
«Приятно открывать выставку в одном из ведущих вузов исторического профиля, - подчеркнул директор Института археологии РАН Николай Макаров. - Первобытное искусство, с одной стороны, всем нам хорошо знакомо по хрестоматиям по мировой археологии, с другой стороны, многие памятники начали выпадать из поля зрения, потому что они находятся далеко, их трудно изучать, и способы их изобразительной передачи не дают возможность понять их истинный вид, почувствовать их в аутентичной среде. А всё, что малознакомо, требует исследования.
Наш Институт археологии вовлечен в процесс изучения этих памятников уже несколько десятилетий. Долгое время главной фигурой в этом деле была Екатерина Георгиевна Дэвлет, создавшая Центр палеоискусства. Она понимала важность ведения современного документирования, сравнительного изучения образцов разных регионов, организации выставок с серьезными научными комментариями. Впервые такая выставка прошла в РГГУ в 2005 году. С тех пор было не так много выставок, и сегодняшняя – это значительный шаг. Здесь присутствуют руководители региональных министерств культуры, директора крупнейших региональных музеев – это залог того, что у нас есть понимание больших общих целей. Вместе с РГГУ мы будем продвигать эти памятники, в том числе, в список ЮНЕСКО».
Особое внимание при составлении экспозиции выставки было уделено памятникам наскального искусства, которые с 2003 года входят в Предварительный список мирового наследия ЮНЕСКО от России. Это петроглифы Сикачи-Аляна, Капова пещера, петроглифы Беломорья и Онежского озера, Оглахты. «Дальнейшая номинационная судьба этих памятников во многом зависит от их представления широкой публике и экспертам, - говорит директор Мультимедийного историко-культурного центра имени Ю.В. Кнорозова Дарья Пятыгина.
Это дебютный выставочный проект. Другой масштабный проект Центра, стартовавший на прошлой неделе – кинопоказ документальных фильмов совместно с телеканалом «Неизвестная планета». Он также рассчитан на широкую аудиторию. В феврале фильмы будут посвящены культурам стран Азии и Дальнего Востока. А в сентябре откроется лекторий: преподаватели РГГУ и, возможно, РАН, будут рассказывать, например, о профессии культуролога археолога или искусствоведа, обсуждать актуальные проблемы гуманитаристики.
Сотрудники Института Археологии, которые ведут сложную работу по продвижению памятников уже много лет, заметили: «Наша цель добиться того, чтобы памятники были включены уже в Постоянный список ЮНЕСКО, поэтому так важна их популяризация».
Директор Учебно-научного Мезоамериканского центра имени Ю.В. Кнорозова Галина Ершова поделилась воспоминаниями о дружбе с Екатериной Дэвлет, начавшейся со времен работы в Институте археологии. «Она на моих глазах становилась корифеем наскального искусства. В 90-е годы, когда я ее отправляла в экспедицию Мескику, Аэрофлот объявил, что за 100 долларов продает билеты в любую точку мира, туда и обратно. Мы, наивные, кинулись получать этот билет, но обратного рейса нам при регистрации не предоставили. И мы начали добиваться справедливости, запрашивать Аэрофлот от имени Института археологии, почему он не поддерживает нашу экспедицию. Аэрофлот сломался и продал нам обещанный билет. Думаю, это вообще был единственный такой билет, который кому-то продал Аэрофлот.
Екатерина Георгиевна исследовала петроглифы в Латинской Америке, и с тех пор остановить ее было уже нельзя. Она унаследовала страсть к наскальной живописи от своей мамы, но врожденная пассионарность позволяла ей даже в период тяжелой болезни совершать невероятное. Катя создала мощную отечественную школу, поэтому открыть выставку в память о ней для меня - большая радость».
В свою очередь, министр культуры республики Хакасия Леонид Еремин рассказал, что большую часть наскальных рисунков он наблюдал в ареале их природного местонахождения. «Такие выставки должны стать системой, поскольку они способствуют воспитанию культуры историзма в обществе. Экспозиция иллюстрирует выдающиеся достижения в области культуры человечества, поскольку каждый наскальный рисунок – это следствие определенного прорыва. Петроглифы уникальны тем, что они содержат в себе не только историческую, но и национальную информацию. Они, в соответствии с названием выставки, прорезают пространство и время, донося до нас те сведения, которые другие типы источников не доносят, так как эти сведения связаны и с древними ритуалами, и с духовными исканиями. Уверен, республика Хакасия выступит надежным партнером подобного рода проектов».
Директор музея-заповедника «Томской Писаницы» Алексей Стоянов, также выступавший с приветствием, отметил, что на днях он был в Манеже на выставке Дали и не понял, откуда там такой ажиотаж. «Люди должны стоять в очередь сюда! Потому что когда человек научился создавать изображения, он по сути приобрел власть над временем. Машина времени нашего музея-заповедника достойно мчится вперед, и я благодарен РГГУ за возможность посетить выставку, организованную в таком замечательном месте».
На выставке представлен срез важнейших достижений археологов России в исследовании наскального искусства. Территориально экспозиция охватывает четыре опорных региона - Дальний Восток, Урал, Карелию и Хакасию. Кроме того, в экспозиции представлены петроглифы Пегтымеля на Чукотке и разнообразные памятники Западной и Южной Сибири, от палеолита до средневековья.
Посетители выставки могут ознакомиться с различными техниками нанесения изображений (росписи и петроглифы) и разными типами памятников: пещерное искусство, изображения на скалах под открытым небом, изображения на отдельных валунах и плитах курганов.
Выставка продлится до 12 февраля. Она будет доступна для посещения 5 и 11 февраля.
5 февраля в 15:00 - лекция-экскурсия для студентов РГГУ и всех желающих, в 16:00 и 17:00 - экскурсия по выставке.
11 февраля в 15:00 - лекция-экскурсия для студентов РГГУ и всех желающих, в 17:00 и 18:00 - экскурсия по выставке.
Регистрация посетителей проходит ЗДЕСЬ.
Организаторы: Мультимедийный историко-культурный центр имени Ю.В. Кнорозова совместно с Институтом археологии РАН, Музеем-заповедником «Томская Писаница», Сибирской Ассоциацией исследователей первобытного искусства при поддержке Фонда президентских грантов.
Текст: -
Фото: -