Основной целью методологического мероприятия-семинара на тему «Основы методики научных исследований и написания научных работ» стало инициирование научных исследований студентов в сфере права на основе современной методики научных исследований и написания научных работ. В работе семинара приняли участие студенты второго курса очной формы Юридического факультета, Прохватилова Мария, Третьяков Даниил, Ариничев Иван, Брыкина Ольга, Шмакова Дарья и руководитель студенческого научного объединения Цыгановкин Владимир Анатольевич, а также секретарь Некрасова Наталья Александровна.
В качестве конкретных задач мероприятия выступили:
– знакомство студентов с наиболее важными принципами методологии научно-исследовательской работы применительно к сфере права;
– рассмотрение основных этапов научного исследовательского процесса и типов научного объяснения, которые могут быть использованы в правовом исследовании;
– обзор новейших тенденций и основных направлений исследований в современных социально-правовых науках.
– изучение методики работы с профессиональными базами научных данных, доступных с помощью сервисов библиотеки РГГУ.
– изучение методики и правил написания научных статей и работ;
– разъяснение требований, предъявляемых к структуре, содержанию научного доклада и к его оформлению, а также к презентации полученных результатов;
– отработка методики исследований применительно к темам докладов студентов – участников семинара на предстоящих научных мероприятиях круглых столах и конференциях РГГУ.
В рамках обсуждения были обсуждены и систематизированы следующие методологические установки, которыми студенты предполагают руководствоваться в рамках своей исследовательской работы. Независимо от того, какова конкретная тема исследования, было определено, что основными уровнями/типами научного объяснения, которые используются студентами в своих работах, являются: 1. Субъектно-интернациональный – самый верхний и непосредственно наблюдаемый (в самом общем виде это объяснение типа: «нечто обстоит так/произошло, потому что так поступили/решили субъекты этого процесса: политики, правоприменители, судьи и т.д.»), 2. Институциональный – средний уровень: «потому что таковы сложившиеся правила, типичные нормы, социальные структуры в этой сфере». Именно этот уровень демонстрирует механизм сопряжения «первичного произвола» инициаторов нормы или института и признания (легитимации) со стороны референтных групп и «общества в целом». И, наконец, 3.Социокультурный уровень объяснения – предполагает объяснение правовых явлений и процессов через ценности, мировоззренческие категории и основные способы мышления соответствующего общества, то есть то, что в меньшей степени подвержено изменениям в отличие от институтов и действий отдельных субъектов.
В качестве конкретных методов исследования были отмечены и обсуждены: кейс-метод (case study), который все чаще используется, хотя многими учеными воспринимается лишь как дополнение и иллюстрации картины общих закономерностей. Метод опросов/анкетирования – в ценности, которых хотя и есть обоснованные сомнения (человек обычно отвечает то, что от него хотят услышать либо сам не знает, например, какие у него ценности и приоритеты, про которые спрашивают). Интернет опросы не репрезентативны, так как, правило, кластерные – охватывают лишь ограниченное число людей либо группу интересов. Наблюдение в сфере права возможно эффективно проводить в рамках учебной и производственной практики студентов, так как многие сферы юридической деятельности являются закрытыми для внешнего наблюдателя (следственная, прокурорская и т.д.).
Обсуждение и критика представленных в сообщениях участников семинара личного опыта исследовательской деятельности, и применявшихся ими методов исследования, были нацелены на оптимизацию их дальнейшей научной работы и апробирование ее результатов в рамках предстоящих публичных научных мероприятиях в рамках РГГУ.
5 декабря 2024 г. прошло открытое занятие совместной программы РГГУ и Нетологии «Проектный менеджмент» по предмету «Этика и культура управления». Спикером мероприятия выступила эксперт курса Наиля Халилова.
12 декабря 2024 г. в рамках постоянно действующего научно-методологического семинара «Новая парадигма экономической теории», организованного Институтом экономики, управления и права РГГУ, выступил с докладом «Кризис неоклассической парадигмы и циклические закономерности смены ортодоксии в экономической теории» профессор кафедры экономической теории Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Сергей Александрович Толкачев.
28 октября 2024 года состоялось заседание студенческого научного кружка «Всемирной истории управленческой мысли» на тему «Деловые культуры в международном бизнесе».
5 декабря 2024 г. в Институте экономики, управления и права РГГУ прошли «VII Гастевские чтения», посвящённые 100-летию II Всесоюзной конференции по научной организации труда.
5 декабря 2024 г. в Зале Ученого Совета состоялось совместное заседание студенческого научного кружка по «Всемирной истории управленческой мысли» и молодежной секции VII Гастевских чтений, посвященных 100-летию Второй Всероссийской конференции по НОТ.
29 ноября 2024 г. в МГУ им. М.В. Ломоносова прошёл Форум «Мировая политика: возвращение нарративов прошлого». От РГГУ в мероприятии принял участие преподаватель кафедры национальной и мировой экономики экономического факультета ИЭУП РГГУ Даниил Андреевич Потапов.
28 ноября 2024 г. с докладом «Российская экономическая наука сквозь призму истории РГГУ (деятельность М.Г.Н. Университета им. А.Л. Шанявского)» выступил д.э.н., лауреат премий им. Н.Д. Кондратьева и В. Леонтьева, приглашённый профессор РГГУ П.Н. Клюкин.
28 ноября в 18-30 в аудитории 518 (б) центрального корпуса состоялось заседание студенческого научного кружка по «Всемирной истории управленческой мысли», посвященное деятельности БРИКС.
26 ноября 2024 г. в РГГУ прошло очередное заседание СНО «Секция «Маркетинг и реклама в спорте», посвящённое спортивной статистике и аналитике.
27 ноября 2024 г. в Институте экономики, управления и права РГГУ прошла встреча HR-executive, ментора и независимого эксперта в сфере организационного развития и управления персоналом Татьяны Кожевниковой со студентами РГГУ.