Основной целью методологического мероприятия-семинара на тему «Основы методики научных исследований и написания научных работ» стало инициирование научных исследований студентов в сфере права на основе современной методики научных исследований и написания научных работ. В работе семинара приняли участие студенты второго курса очной формы Юридического факультета, Прохватилова Мария, Третьяков Даниил, Ариничев Иван, Брыкина Ольга, Шмакова Дарья и руководитель студенческого научного объединения Цыгановкин Владимир Анатольевич, а также секретарь Некрасова Наталья Александровна.
В качестве конкретных задач мероприятия выступили:
– знакомство студентов с наиболее важными принципами методологии научно-исследовательской работы применительно к сфере права;
– рассмотрение основных этапов научного исследовательского процесса и типов научного объяснения, которые могут быть использованы в правовом исследовании;
– обзор новейших тенденций и основных направлений исследований в современных социально-правовых науках.
– изучение методики работы с профессиональными базами научных данных, доступных с помощью сервисов библиотеки РГГУ.
– изучение методики и правил написания научных статей и работ;
– разъяснение требований, предъявляемых к структуре, содержанию научного доклада и к его оформлению, а также к презентации полученных результатов;
– отработка методики исследований применительно к темам докладов студентов – участников семинара на предстоящих научных мероприятиях круглых столах и конференциях РГГУ.
В рамках обсуждения были обсуждены и систематизированы следующие методологические установки, которыми студенты предполагают руководствоваться в рамках своей исследовательской работы. Независимо от того, какова конкретная тема исследования, было определено, что основными уровнями/типами научного объяснения, которые используются студентами в своих работах, являются: 1. Субъектно-интернациональный – самый верхний и непосредственно наблюдаемый (в самом общем виде это объяснение типа: «нечто обстоит так/произошло, потому что так поступили/решили субъекты этого процесса: политики, правоприменители, судьи и т.д.»), 2. Институциональный – средний уровень: «потому что таковы сложившиеся правила, типичные нормы, социальные структуры в этой сфере». Именно этот уровень демонстрирует механизм сопряжения «первичного произвола» инициаторов нормы или института и признания (легитимации) со стороны референтных групп и «общества в целом». И, наконец, 3.Социокультурный уровень объяснения – предполагает объяснение правовых явлений и процессов через ценности, мировоззренческие категории и основные способы мышления соответствующего общества, то есть то, что в меньшей степени подвержено изменениям в отличие от институтов и действий отдельных субъектов.
В качестве конкретных методов исследования были отмечены и обсуждены: кейс-метод (case study), который все чаще используется, хотя многими учеными воспринимается лишь как дополнение и иллюстрации картины общих закономерностей. Метод опросов/анкетирования – в ценности, которых хотя и есть обоснованные сомнения (человек обычно отвечает то, что от него хотят услышать либо сам не знает, например, какие у него ценности и приоритеты, про которые спрашивают). Интернет опросы не репрезентативны, так как, правило, кластерные – охватывают лишь ограниченное число людей либо группу интересов. Наблюдение в сфере права возможно эффективно проводить в рамках учебной и производственной практики студентов, так как многие сферы юридической деятельности являются закрытыми для внешнего наблюдателя (следственная, прокурорская и т.д.).
Обсуждение и критика представленных в сообщениях участников семинара личного опыта исследовательской деятельности, и применявшихся ими методов исследования, были нацелены на оптимизацию их дальнейшей научной работы и апробирование ее результатов в рамках предстоящих публичных научных мероприятиях в рамках РГГУ.