В первом семестре 2024/2025 учебного года продолжает свою работу постоянно действующий научный семинар «Язык. Культура. Профессия», организатором которого выступает кафедра иностранных языков РГГУ.
Семинар включён в официальный перечень научных мероприятий РГГУ на 2023 г. В рамках 2024 г. уже было проведено 3 заседания научного семинара: 6 сентября, 4 октября и 8 ноября.
Спикерами научного семинара стали исследователи разных направлений гуманитарного знания: члены кафедры иностранных языков РГГУ, преподаватели кафедры иностранных языков Московского политехнического университета, Московского государственного университета спорта и туризма. Коллеги демонстрировали и предлагали к предметному обсуждению результаты своих научных изысканий в области цифровой гуманитаристики, лингводидактики, лингвистики, методики преподавания иностранных языков в нелингвистическом гуманитарном университете.
Проведённые заседания подтверждают, что работа научного семинара системно направлена на реализацию его задач: апробацию результатов научных и научно-методических исследований в рамках магистрального направления научной деятельности кафедры иностранных языков «Лингводидактическая модель иноязычного профессионального образования в нелингвистическом университете»; обсуждение форм оптимизации и интенсификации учебной деятельности студентов в мультимодальной поликультурной среде университета.
Иностранный язык на кафедре иностранных языков рассматривается, прежде всего, как интегрирующая дисциплина, которая за счёт реализации принципа межпредметных связей и симбиоза иностранного языка и профильной дисциплины превращается в средство повышения уровня профессионализации и профессионального самоопределения, открывающее перед студентами возможности притока профессиональной информации и осуществления профессиональной коммуникации.
На заседаниях научного семинара в первом семестре 2023/2024 учебного года ставился акцент на использование онлайн-платформ как дополнительного инструмента в обучении иностранным языкам. В центре обсуждения встал вопрос о том, в какой мере эти средства могут помочь преподавателю разнообразить и усовершенствовать учебный процесс. Отмечено, что цифровая рамка, обеспечившая доступность электронных ресурсов, поставила перед преподавателями вопрос выбора платформ для закрепления и контроля усвоения материала.
Отмечено, что платформа для изучения иностранных языков Rosetta Stone, активно задействованная на общеуниверситетской кафедре иностранных языков, наиболее полезна в качестве вспомогательного средства студентам, которые находятся на первых ступенях освоения иностранного языка, и может быть рекомендована как дополнительный инструмент для самостоятельной работы, способствующий повышению языкового уровня студентов с А1/А2 до B1/B2 и выше, т.е. уровня, необходимого для дальнейшего освоения языка специальности в вузе. Подробно представленная структура платформы Rosetta Stone демонстрирует возможность обучения путём динамичного погружения в среду языка, а также доступность заданий на пяти уровнях сложности. Исследователи указали, что программный продукт Rosetta Stone органично вписывается в методику смешанного обучения, которое в настоящее время по ряду объективных причин по праву рассматривается как одно из приоритетных направлений современного образования.
Тем не менее, проведённый преподавателями кафедры фокусный анализ позволил выявить и недостатки в применении программы в группах студентов очной формы обучения.
Так, с позиции преподавателя, тематическое содержание уроков в RS не полностью коррелирует с темами аудиторной работы, что ведёт к сокращению профессионально ориентированного материала; у преподавателя добавляется внеаудиторное время на подсчёты результатов, увеличивается общая нагрузка. У студента, в свою очередь, возникают трудности технического характера, мешающие выполнять устные задания.
В качестве решения предлагается: предоставить преподавателю доступ к системе с возможностью выбирать обучающие материалы; детализировать отчётность за счёт добавления баллов за выполнение конкретных заданий, выгрузки статистики ошибок и т.п.
Аналогичный анализ преимуществ и возможностей для преподавателей иностранного языка был проведён по программе iSpring, предназначенной для разработки дистанционных курсов и тренажёров. Программа является дополнением к Power Point, поэтому позволяет превратить обычные презентации в профессиональный учебный курс благодаря встраиванию тестов, интерактивных компонентов, флэш-анимаций, аудио-и видеосопровождения и др.
В качестве главного недостатка отмечена стоимость программного продукта, решением же видится использование его демоверсии.
Среди особенностей обучения иностранному языку в гуманитарном нелингвистическом университете акцентированы практическая направленность занятий и их координация с профилирующими кафедрами. В выступлениях на заседаниях научного семинара отмечены современные педагогические стратегии и роль ИИ-технологий в повышении уровня овладения профессионально-ориентированным иностранным языком.
Рассмотрение этой проблемы с позиции теоретических положений концепции языковой личности (доклад Ю.В. Караулова) и профессионального самоопределения языковой личности (доклад С.В. Мыскина) позволяет интегрировать в языковую подготовку такие методы, как составление кластера понятий на основе лексического минимума, а также кейс-метод, напрямую связанный с решением ситуативно-коммуникативных задач. Подобного рода интенсификация оказывает влияние на идентификацию компонентов профессионального самоопределения.
В ходе дискуссий было отмечено, что представленные обучающие технологии широко применимы в образовательном процессе общеуниверситетской кафедры иностранных языков РГГУ при обучении иностранному языку студентов разных гуманитарных направлений.
Планируется продолжение работы по написанию исследовательских статей для публикации в научном журнале «Вестник РГГУ» (серия «Психология. Педагогика. Образование»).
Подробная информация представлена на сайте кафедры иностранных языков РГГУ по ссылке.
С удовольствием приглашаем коллег, магистрантов, аспирантов к участию в научном семинаре кафедры иностранных языков РГГУ!
Текст: Воронцова Ирина
Фото: Курамина Наталья