В первом семестре 2024/2025 учебного года продолжает свою работу постоянно действующий научный семинар «Язык. Культура. Профессия», организатором которого выступает кафедра иностранных языков РГГУ.
Семинар включён в официальный перечень научных мероприятий РГГУ на 2023 г. В рамках 2024 г. уже было проведено 3 заседания научного семинара: 6 сентября, 4 октября и 8 ноября.
Спикерами научного семинара стали исследователи разных направлений гуманитарного знания: члены кафедры иностранных языков РГГУ, преподаватели кафедры иностранных языков Московского политехнического университета, Московского государственного университета спорта и туризма. Коллеги демонстрировали и предлагали к предметному обсуждению результаты своих научных изысканий в области цифровой гуманитаристики, лингводидактики, лингвистики, методики преподавания иностранных языков в нелингвистическом гуманитарном университете.
Проведённые заседания подтверждают, что работа научного семинара системно направлена на реализацию его задач: апробацию результатов научных и научно-методических исследований в рамках магистрального направления научной деятельности кафедры иностранных языков «Лингводидактическая модель иноязычного профессионального образования в нелингвистическом университете»; обсуждение форм оптимизации и интенсификации учебной деятельности студентов в мультимодальной поликультурной среде университета.
Иностранный язык на кафедре иностранных языков рассматривается, прежде всего, как интегрирующая дисциплина, которая за счёт реализации принципа межпредметных связей и симбиоза иностранного языка и профильной дисциплины превращается в средство повышения уровня профессионализации и профессионального самоопределения, открывающее перед студентами возможности притока профессиональной информации и осуществления профессиональной коммуникации.
На заседаниях научного семинара в первом семестре 2023/2024 учебного года ставился акцент на использование онлайн-платформ как дополнительного инструмента в обучении иностранным языкам. В центре обсуждения встал вопрос о том, в какой мере эти средства могут помочь преподавателю разнообразить и усовершенствовать учебный процесс. Отмечено, что цифровая рамка, обеспечившая доступность электронных ресурсов, поставила перед преподавателями вопрос выбора платформ для закрепления и контроля усвоения материала.
Отмечено, что платформа для изучения иностранных языков Rosetta Stone, активно задействованная на общеуниверситетской кафедре иностранных языков, наиболее полезна в качестве вспомогательного средства студентам, которые находятся на первых ступенях освоения иностранного языка, и может быть рекомендована как дополнительный инструмент для самостоятельной работы, способствующий повышению языкового уровня студентов с А1/А2 до B1/B2 и выше, т.е. уровня, необходимого для дальнейшего освоения языка специальности в вузе. Подробно представленная структура платформы Rosetta Stone демонстрирует возможность обучения путём динамичного погружения в среду языка, а также доступность заданий на пяти уровнях сложности. Исследователи указали, что программный продукт Rosetta Stone органично вписывается в методику смешанного обучения, которое в настоящее время по ряду объективных причин по праву рассматривается как одно из приоритетных направлений современного образования.
Тем не менее, проведённый преподавателями кафедры фокусный анализ позволил выявить и недостатки в применении программы в группах студентов очной формы обучения.
Так, с позиции преподавателя, тематическое содержание уроков в RS не полностью коррелирует с темами аудиторной работы, что ведёт к сокращению профессионально ориентированного материала; у преподавателя добавляется внеаудиторное время на подсчёты результатов, увеличивается общая нагрузка. У студента, в свою очередь, возникают трудности технического характера, мешающие выполнять устные задания.
В качестве решения предлагается: предоставить преподавателю доступ к системе с возможностью выбирать обучающие материалы; детализировать отчётность за счёт добавления баллов за выполнение конкретных заданий, выгрузки статистики ошибок и т.п.
Аналогичный анализ преимуществ и возможностей для преподавателей иностранного языка был проведён по программе iSpring, предназначенной для разработки дистанционных курсов и тренажёров. Программа является дополнением к Power Point, поэтому позволяет превратить обычные презентации в профессиональный учебный курс благодаря встраиванию тестов, интерактивных компонентов, флэш-анимаций, аудио-и видеосопровождения и др.
В качестве главного недостатка отмечена стоимость программного продукта, решением же видится использование его демоверсии.
Среди особенностей обучения иностранному языку в гуманитарном нелингвистическом университете акцентированы практическая направленность занятий и их координация с профилирующими кафедрами. В выступлениях на заседаниях научного семинара отмечены современные педагогические стратегии и роль ИИ-технологий в повышении уровня овладения профессионально-ориентированным иностранным языком.
Рассмотрение этой проблемы с позиции теоретических положений концепции языковой личности (доклад Ю.В. Караулова) и профессионального самоопределения языковой личности (доклад С.В. Мыскина) позволяет интегрировать в языковую подготовку такие методы, как составление кластера понятий на основе лексического минимума, а также кейс-метод, напрямую связанный с решением ситуативно-коммуникативных задач. Подобного рода интенсификация оказывает влияние на идентификацию компонентов профессионального самоопределения.
В ходе дискуссий было отмечено, что представленные обучающие технологии широко применимы в образовательном процессе общеуниверситетской кафедры иностранных языков РГГУ при обучении иностранному языку студентов разных гуманитарных направлений.
Планируется продолжение работы по написанию исследовательских статей для публикации в научном журнале «Вестник РГГУ» (серия «Психология. Педагогика. Образование»).
Подробная информация представлена на сайте кафедры иностранных языков РГГУ по ссылке.
С удовольствием приглашаем коллег, магистрантов, аспирантов к участию в научном семинаре кафедры иностранных языков РГГУ!
Текст: Воронцова Ирина
Фото: Курамина Наталья
21 апреля 2025 г. в РГГУ под руководством доцентов кафедры иностранного языка И.И. Воронцовой и Н.В. Якуниной прошло заключительное в весеннем семестре заседание постоянно действующего студенческого научного объединения «Язык и культура в профессиональной коммуникации».
14 февраля, 21 марта и 11 апреля 2025 г. в РГГУ были проведены заседания постоянно действующего научного семинара «Язык. Культура. Профессия». Организатором встреч выступила кафедра иностранных языков РГГУ.
25 февраля 2025 г. под руководством доцентов кафедры иностранных языков РГГУ И.И. Воронцовой и Н.В. Якуниной прошло первое в весеннем семестре заседание студенческого научного объединения «Язык и культура в профессиональной коммуникации».
В первом семестре 2024/2025 учебного года продолжает свою работу постоянно действующий научный семинар «Язык. Культура. Профессия», организатором которого выступает кафедра иностранных языков РГГУ.
5 ноября 2024 г. в РГГУ прошло заключительное в осеннем семестре заседание постоянно действующего студенческого научного объединения «Язык и культура в профессиональной коммуникации» под руководством доцентов кафедры иностранного языка И.И. Воронцовой и Н.В. Якуниной.
25 октября 2024 г. на основании Перечня научных мероприятий РГГУ на 2024 год прошла VIII Межвузовская научно-практическая конференция с международным участием «Преподавание языков и культур в парадигме гуманитарного образования», организованная кафедрой иностранных языков РГГУ.
31 октября в рамках «Дней Студенческой науки РГГУ – 2023» состоялось очередное заседание постоянно действующего Студенческого научного объединения «Язык и культура в профессиональной коммуникации» под руководством доцентов кафедры иностранного языка Воронцовой И.И. и Якуниной Н.В.
17 февраля 2023 года прошла IX Межвузовская научно-практическая конференция с международным участием «Гуманитарный вектор преподавания иностранных языков», организованная кафедрой иностранных языков РГГУ
В первом семестре 2022-2023 учебного года продолжает свою работу постоянно действующий научный семинар «Язык. Культура. Профессия», организуемый кафедрой иностранных языков РГГУ. Проведено 3 заседания научного семинара: 23.09, 11.11. и 16.12.2022 г.
26 октября 2022 г. кафедрой иностранных языков РГГУ в рамках Дней студенческой науки был проведен Студенческий научный круглый стол на английском языке «Социальные и экономические проблемы меняющегося мира в англоязычных медиа».