17 декабря в РГГУ была организована IV Международная научно- практическая конференция «Гуманитарный вектор преподавания иностранных языков», открывшаяся пленарным заседанием и продолжившая работу в секциях.
Дистанционный режим позволил комфортно собрать в едином онлайн пространстве спикеров из Балканских стран и стран Балтики, ведущих российских университетов, а также представителей разных структур РГГУ - кафедры иностранных языков, кафедры иностранных языков факультета международных отношений и зарубежного регионоведения ИАИ, кафедры зарубежной философии, Института Лингвистики РГГУ.
Более того, наряду с профессорами и учеными на мероприятии выступили и студенты бакалавриата и магистратуры различных направлений подготовки. В центре обсуждения оказалась гуманитаризация лингвистики как науки об инкультурации гуманитарной языковой личности. Изначально наука о языке, сегодня лингвистика превращается в науку о человеке, его сознании, языке и культуре, охватывая как лингвофилософские аспекты целостности языка, так и факторы зависимости языка от других явлений (мышления, культуры и др.).Такое взаимопроникновение философии и лингвистики выявляет значение мировоззренческих основ в развитии человека и общества; являет познание как ценность в антропоцентрической парадигме цифровой эпохи.
В этом свете иностранные языки предстают инструментом компетентностного развития профессионалов нового времени, поскольку обучение иностранным языкам положительно влияет на культурное обогащение и творческое развитие студентов, а изучение картины мира носителей иностранного языка и формирование основ инонационального менталитета позволяет формировать и другие «мягкие» компетенции, необходимые будущим профессионалам в новой цифровой среде.
На повестку дня вышли вопросы структуры иноязычной коммуникативной компетенции студентов современного вуза с учетом гармонизации образовательной и научной деятельности в свете цифровизации образования - знания о методах работы с текстами научной направленности, умение эффективно работать с научными статьями, навык отбора необходимого материала по аннотациям и ключевым словам и т.п.
Особо высвечивалась роль интегративно-развивающей образовательной среды вуза в процессе иноязычной подготовки. Именно такая среда позволяет стимулировать самообучение и саморазвитие студентов, и настоятельная необходимость ее создания в университете – вызов сегодняшнего дня, особенно в условиях нестабильного формата учебного взаимодействия между профессорско-преподавательским составом и студентами.
Внедрение новых педагогических траекторий в сфере высшего образования во время пандемии обозначили не только проблему мотивации студентов в условиях дистанционного обучения но и, как ни печально, способы противостояния технологиям академического мошенничества, прежде недоступные при обучении в аудиторном формате. Возможно, для того чтобы ответить на вопрос о том как максимально мотивировать студентов на дистанционных занятиях по английскому языку и заслужить «Thank you for the lesson, teacher» через монитор компьютера, необходимо посмотреть на этот процесс глазами молодых?
Значимо, что особое внимание было уделено разным аспектам русского языка за рубежом. Болгарские и латвийские исследователи указывали на важность тематизации лингводидактического аспекта языка русской диаспоры, отличающегося от языка метрополии – русского стандартного литературного языка.
Подчеркивалось, что использование художественного перевода на продвинутом этапе освоения грамматики русского языка как иностранного дает убедительные практические результаты; оценивалась метафорического мышления как основы лингвокреативности и роли последней в обучении переводу.
Оргкомитет конференции:
В первом семестре 2024/2025 учебного года продолжает свою работу постоянно действующий научный семинар «Язык. Культура. Профессия», организатором которого выступает кафедра иностранных языков РГГУ.
5 ноября 2024 г. в РГГУ прошло заключительное в осеннем семестре заседание постоянно действующего студенческого научного объединения «Язык и культура в профессиональной коммуникации» под руководством доцентов кафедры иностранного языка И.И. Воронцовой и Н.В. Якуниной.
25 октября 2024 г. на основании Перечня научных мероприятий РГГУ на 2024 год прошла VIII Межвузовская научно-практическая конференция с международным участием «Преподавание языков и культур в парадигме гуманитарного образования», организованная кафедрой иностранных языков РГГУ.
31 октября в рамках «Дней Студенческой науки РГГУ – 2023» состоялось очередное заседание постоянно действующего Студенческого научного объединения «Язык и культура в профессиональной коммуникации» под руководством доцентов кафедры иностранного языка Воронцовой И.И. и Якуниной Н.В.
В первом семестре 2022-2023 учебного года продолжает свою работу постоянно действующий научный семинар «Язык. Культура. Профессия», организуемый кафедрой иностранных языков РГГУ. Проведено 3 заседания научного семинара: 23.09, 11.11. и 16.12.2022 г.
Во втором семестре 2021-2022 учебного года кафедра иностранных языков РГГУ выступила организатором и провела три заседания постоянно действующего научного семинара «Язык. Культура. Профессия»: 04.02, 04.03. и 08.04.2022 г.
25 февраля в РГГУ состоялась VII Межвузовская научно-практическая конференция «Гуманитарный вектор преподавания иностранных языков», организованная кафедрой иностранных языков РГГУ.
В первом семестре 2021-2022 учебного года кафедра иностранных языков РГГУ провела 3 заседания (26 октября, 17 ноября и 24 декабря) постоянно действующего научного семинара «Язык. Культура. Профессия». Семинар включен в официальный перечень научных мероприятий РГГУ на 2021 год.
16 декабря в РГГУ состоялась VI Международная научно-практическая конференция с международным участием «Гуманитарный вектор преподавания иностранных языков», организованная кафедрой иностранных языков РГГУ.
28 сентября в РГГУ состоялась V международная научно-практическая конференция «Преподавание языков и культур в парадигме гуманитарного образования», организованная кафедрой иностранных языков РГГУ. Эта конференция ознаменовала 5 лет совместной научной работы с болгарскими коллегами – проведения форумов, выпуска сборника трудов конференций.