Сегодня в Гуманитарном колледже РГГУ в рамках учебных занятий по истории России вспоминают Бородинскую битву – крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием Михаила Илларионовича Кутузова и «Великой армией» под командованием императора Франции Наполеона I Бонапарта.
Состоялось оно 7 сентября (26 августа по старому стилю) 1812 года у села Бородино, в 124 км западнее Москвы. Вспомним основные этапы этого героического события русской истории. Кутузов, принявший командование русской армией в августе 1812 г., признавал, что стратегический план отступления вглубь страны, реализуемый Барклаем де Толли, был правильным. Наполеон жаждал генерального сражения, дабы разгромив русскую армию, диктовать капитуляцию русскому императору. Поэтому, допустить разгрома армии было никак нельзя. Соотношение военных сил было пока в пользу Великой армии Наполеона. Наступая, французы вынуждены были оставлять гарнизоны в населенных пунктах, их коммуникации растягивались, а русская армия крепчала за счет подходивших ополчений. Русская армия страстно желала драться за Отечество и Кутузов должен был учитывать настроения своих офицеров и солдат. На выбранной Кутузовым позиции у села Бородино было достаточно пространства для размещения войск. Здесь оказалось возможным прикрыть Старую и Новую Смоленские дороги, ведущие к Москве. От фланговых обходов противником русских защищали: справа – обрывистые берега реки Колочи, а слева - болотистый Утицкий лес. На левом фланге Кутузов расположил армию генерала П.И.Багратиона. На некотором отдалении перед позициями Багратиона на холме располагался Шевардинский редут. В центре позиций – батарея Раевского, где были сосредоточены основные артиллерийские силы. На правом фланге располагалась армия генерала М.Б.Барклая де Толли, где было сосредоточено почти 70 процентов русских войск. Ряд историков сегодня считает, что замысел Кутузова заключался в следующем. Барклай и войска с Шевардинского холма должны были нанести фланговые удары и окружить войска Наполеона. Но Наполеон разгадал этот замысел. Поэтому, 24 августа, не дожидаясь подхода основных сил, Наполеон сразу бросил на штурм Шевардинского редута свой авангард. Ожесточенный бой шел с раннего утра и до позднего вечера. Его оборона дала выигрыш во времени и позволила нам построить земляные укрепления на Бородинском поле.
Из воспоминаний А.С. Норова, в 1812 году 17-летнего юнкера: «День 25 августа, прошел миролюбиво для обеих армий. Глубоко-трогательное зрелище происходило в этот день, когда образ Смоленской Божьей Матери при церковном шествии и с молебным пением был обносим по рядам армии. Теплое религиозное чувство привело в движение все войско; толпы солдат и ратников поверглись на землю, все желали хотя бы коснуться иконы; с жадностью прислушивались к молебному пению, которое для многих из них делалось панихидою, – они это знали, и на многих ратниках, у которых на шапках сияли кресты, были надеты белые рубашки. Кутузов помолился пред иконою и объехал всю армию, громко приветствуемый ею».
26 августа 1812 года стал днем генерального сражения. Соотношение сил было следующим: русских – 110 тысяч регулярных войск, 9 тысяч казаков и примерно 15 тысяч ополченцев, 624 артиллерийских орудия. У французов – 138 тысяч регулярных войск и 587 орудий. На рассвете Наполеон приказал начать наступление. Польский корпус генерала Понятовского по замыслу Наполеона должен был пройти по Старой Смоленской дороге и атаковать с тыла армию Багратиона. Одновременно Наполеон нанес сильнейший удар по левому флангу русских, где находилась 2-я Западная армия Багратиона, и правому флангу, где стояла 1-я Западная армия генерала от инфантерии Барклая де Толли. Главный удар был первоначально направлен против левого фланга русских, где занимала позиции армия Багратиона. Наполеон приказал захватить земляные укрепления с артиллерийскими батареями в них ( «Багратионовы флеши») у деревни Семеновское. Сюда французы подтянули 43 тысячи солдат и 200 орудий. У русских на флешах находилось 8 тысяч человек и 50 орудий. Сводно-гренадерская дивизия генерал-майора М.С.Воронцова расположилась непосредственно на этих укреплениях. Пехотная дивизия генерала Д.П.Неверовского выстроилась за флешами. Атаку за атакой превосходящих сил сдерживали русские. Генерал Воронцов так охарактеризовал положение своей дивизии, защищавшей флеши: «Сопротивление не могло быть продолжительным, оно кончилось с окончанием существования моей дивизии. Мы не совершали великих дел, но в наших рядах не было ни беглецов, ни сдавшихся в плен». Две флеши из трех вскоре оказались в руках французов. Но тут во фланг наступавшим французам ударили подошедшие русские подкрепления. На другом фланге русские кирасиры мощным ударом опрокинули французскую конницу. Вслед за кирасирами пехота Неверовского развила успех. Неверовский в этом бою был контужен, но продолжил командовать дивизией. Его дивизия потеряла две трети своего состава.
Наполеон следил за ходом битвы со своего командного пункта на Шевардинском холме. Он был мрачен и в раздражении говорил: «Где нет меня там маршалы и генералы делают только глупости». Кутузов наблюдал за ходом сражения с возвышенности у деревни Горки. Видел ли он, что армия неприятеля особенно активно атакует флеши? Вряд ли. Поле боя заволокли дымы от горящих деревень, но главное – дымы от многих стреляющих пушек и ружей. Порох в те годы использовался дымный, поэтому поле боя было видно плохо. О ходе сражения Кутузов получал донесения от конных офицеров связи. Потеря флешей грозила разгромом всей русской армии. Поэтому Кутузов срочно направил туда подкрепления. Флеши переходили из рук в руки на протяжении нескольких часов. Здесь бушевал сущий ад из огня и картечи. Багратион в битве за флеши был постоянно в гуще событий. Во время одной из контратак русских войск осколок гранаты попал ему в ногу, раздробив кость. Багратион пытался скрыть свое ранение от своих солдат. Превознемогая боль, он удерживался в седле, пока не потерял сознание. В мгновение ока пронесся слух о гибели любимого командира. Его солдаты дрогнули и отступили. Но, оставив флеши, войска Багратиона укрепились на высоте за Семеновским оврагом. В 9 утра, не добившись существенного успеха на левом фланге русских войск, французы развернули наступление на «центральную высоту русской позиции». Так французы называли Курганную высоту, где находилась батарея Раевского. Это была возвышенность между селом Бородино и деревней Семеновское. Ее защищал корпус генерал-лейтенанта Н.Н.Раевского. Непосредственно на батарее Раевский разместил 18 орудий. Остальные из 200 орудий, предназначенных для обороны высоты, находились по фронту на конных батареях. Мощный заградительный огонь русских пушек не давал французам приблизиться к батарее. Командующий Первой русской армией Барклай де Толли появлялся на самых опасных участках сражения. Под ним было убито и ранено пять лошадей. Но он хладнокровно продолжал руководить действиями своих войск.
На протяжении всего сражения Наполеон придавал большое значение боевым действиям в районе старой Смоленской дороги. Здесь он хотел прорваться в тыл русских, неоднократно повторял: “На моей шахматной доске еще не все ясно. Я жду известий от Понятовского». Старую Смоленскую дорогу защищал корпус генерал-лейтенанта Н.А.Тучкова, казаки,ополченцы. Они сдерживали атаки корпуса Понятовского близ деревни Утицы, отражая атаки превосходящего по силам неприятеля. Штыковые удары московских ополченцев наводили ужас на неприятеля. Одну из таких атак описал французский офицер: «Вдруг высокий лес ожил и завыл бурею. Семь тысяч русских бород высыпало из засады. Со страшным криком, с самодельными пиками, с домашними топорами они кидаются на неприятеля как в чащу леса и рубят людей как дрова».
Полдень. Французы никак не могут овладеть батареей Раевского. И тогда Наполеон отдал приказ: «Гвардию – в огонь!» Но вскоре Наполеон был вынужден отменить приказ. На взмыленных конях прискакали его адъютанты, судорожно крича: «Казаки!». Русские казаки неожиданно появились в ближнем тылу французских войск. В критический момент сражения Кутузов отдал приказ с целью отвлечь французов от штурма центральной высоты: кавалерийский корпус генерала Ф.П.Уварова и казаки атамана М.И.Платова совершили обходной маневр. Наполеон был вынужден на два часа прекратить атаки на батарею Раевского. Тем временем русские подтянули туда резервы. Было около трех часов дня, когда Наполеон приказал во что бы то ни стало захватить центральную высоту (редут), используя массированный удар кавалерии. Брошенные в атаку силы во много раз превосходили силы защитников высоты. После упорной рукопашной схватки противник захватил центральную высоту. Защищавшая редут дивизия генерала П.Г.Лихачева, полегла здесь почти вся. Когда стало ясно, что отстоять редут невозможно, Лихачев бросился на неприятельские штыки, не желая пережить поражение своей дивизии. С наступлением темноты бои затихли. Армия Наполеона оставила завоеванные позиции и отошла к деревне Шевардино. Потери обеих армий были огромны. С русской стороны они составили около 40 тысяч человек убитых и раненых. «Великая армия» потеряла около 32 тысяч. Каждый третий русский воин и каждый четвертый воин армии Наполеона были убиты. Ночью, получив сообщения о количестве убитых, Кутузов принял решение не продолжать сражение на следующий день, отойти и тем самым сохранить армию.
Кто же победил в Бородинской битве? По мнению Наполеона, «в Бородинском сражении французы показали себя достойными победы, a русские заслужили право быть непобедимыми». Поле битвы осталось за французами, но уничтожить русскую армию Наполеон не смог. Разбив русскую армию, Наполеон смог бы диктовать русскому императору любые условия мира. Но этого не произошло. После Бородинского сражения Наполеона ожидали пожар захваченной Москвы, отступление по разграбленной его же армией Смоленской дороге, постоянные стычки с партизанами, голод, суровая русская зима, преследование русской армии.
Прошли годы. Русский народ и поныне свято хранит память о великом дне Бородинского сражения. Это был самый великий и трагический день Отечественной войны 1812 года. Он навсегда останется примером доблести, стойкости, мужества и героизма тысяч русских воинов, которые, не жалея своей жизни, сражались за свободу и независимость родной земли.
Кандидат исторических наук Аркадий Данилин
Текст: Аркадий Данилин
Фото: Гуманитарный колледж