26 апреля 2023 года состоялась IV Международная научно-практическая конференция «Язык в образовательном пространстве неязыкового гуманитарного вуза: теория и практика», подготовленная кафедрой иностранных языков Факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ.
В работе конференции приняли участие преподаватели кафедры иностранных языков ФМОПиЗР ИАИ РГГУ, представители других кафедр и факультетов РГГУ, Московского государственного гуманитарно-экономического университета, Центра содействия адаптации, абилитации и занятости «Профиль», а также почетные гости из ближнего и дальнего зарубежья.
С докладами и презентациями выступили исследователи разных направлений гуманитарного знания, продемонстрировав результаты своих научных изысканий в области методики преподавания иностранных языков, общего языкознания, педагогики, лингвистики, лексикографии, психологии.
Широкий спектр представленных на конференции работ свидетельствовал о разнообразии научных интересов докладчиков и широте их кругозора. Особое внимание было уделено теоретическому осмыслению природы иноязычной учебной коммуникации (УК). Было отмечено, что определение УК как процесса транзакционного, воздействующего в равной степени на преподавателя и обучающихся, позволяет проанализировать вербальные и невербальные средства влияния, а саму природу влияния оценить как когнитивно-эмоциональную.
Много исследований было посвящено использованию в образовательном пространстве дидактического потенциала цифрового инструментария. Было подчеркнуто, что это не влечет резкой трансформации парадигмы обучения иностранному языку, а обеспечивает один из возможных путей ее совершенствования. Грамотное использование цифрового инструментария позволяет педагогу построить индивидуальную образовательную траекторию обучающегося, обеспечить мониторинг его личностного и профессионального развития; вовлечь каждого обучающегося в активную деятельность, поддерживая его интерес и мотивацию через интерактивные задания; предоставить оперативную обратную связь, быстрое и объективное оценивание результатов работы в ходе выполнения поставленных учебных задач. Большое значение для организации данного процесса с целью создания образовательного продукта, его реализации в образовательном процессе, обмена и изменения имеет выбор цифрового образовательного сервиса.
В ряде презентаций была показана роль преподавателя как фактора повышения мотивации в изучении иностранного языка. Было заявлено, что наиболее значимыми для преподавателя иностранного языка в вузе являются задачи, формирующие внешнюю мотивацию, т.е. ту мотивацию, которая не зависит от студента. Преподаватель должен уметь формировать ситуации успеха и уверенности обучающихся в своих силах, способствовать осознанию студентами своих неудач, а также оказать содействие в нахождении истоков этих неудач. Важная роль отводится контролю знаний, что ведёт к развитию личной ответственности студентов. Стимулирование интереса к изучению иностранного языка достигается через содержание занятия, его организацию и сочетание различных видов деятельности в процессе обучения.
Особую категорию обучающихся в любом вузе составляют студенты с ограниченными возможностями здоровья. Было особо отмечено, что таким студентам рекомендуется индивидуальный подход, реализация обучающей программы с применением электронных технологий и дистанционного обучения, применение специальных учебников и учебных пособий (например, электронных), использование специальных технических средств обучения.
Иностранный язык на Факультете международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения всегда рассматривался как предмет, являющийся проводником профессиональных знаний, предоставляющий обучающимся большие возможности для критического осмысления зарубежного опыта в сфере избранного направления подготовки. Поэтому вполне закономерно, что ряд докладов конференции был посвящен междисциплинарной интеграции. Здесь широкий обмен мнениями вызвали исследования, в которых рассматривались различные аспекты общественно-политического дискурса, который превалирует в «иноязычном» публичном пространстве. Последнее определяется как среда, в которой происходит процесс выработки общественного мнения. Было продемонстрировано, что в основе подобного процесса лежит не что иное, как вербальное представление определенного фактического материала. При этом общественное мнение за рубежом формируется в строгом соответствии как с интерпретацией этих фактов тем или иным «интерпретатором», так и с использованием этим актором определенного набора языковых средств. Этот набор, в свою очередь, обусловлен тем, насколько разнообразна языковая палитра «интерпретатора» и какие языковые средства являются неотъемлемой частью его языкового «багажа». Для преподавателя иностранного языка особый интерес в области международных отношений представляют те события в мире, толкование которых и их языковая интерпретация находятся в прямой зависимости от политических убеждений, взглядов и пристрастий сторон.
Обмен коллег знаниями и опытом позволит наметить траекторию направления научно-исследовательской работы преподавателей кафедры, а также использовать полученные результаты в студенческой аудитории.
Текст: Людмила Халилова, к.филолог.н, профессор, зав.кафедрой ИЯ ФМОПиЗР ИАИ
Фото: Людмила Халилова, к.филолог.н, профессор, зав.кафедрой ИЯ ФМОПиЗР ИАИ
23-24 декабря в РГГУ прошел ежегодный студенческий культурно-творческий фестиваль «Новый год шагает по планете». Организаторы - преподаватели кафедры иностранных языков факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения (ФМОПиЗР).
26 декабря 2024 г. в РГГУ состоялась встреча генерального директора треста «Арктикуголь» Ильдара Алиевича Неверова со студентами-первокурсниками факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ.
25 декабря 2024 г. В.С. Христофоров в рамках проекта «100 дат российской идентичности» – провел занятие «Битва за Москву (30 сентября 1941 г. – 20 апреля 1942) – крушение германского плана «Барбаросса»» со студентами со студентами 2-го курса направление подготовки «Зарубежное регионоведение».
20 декабря 2024 г. в РГГУ прошло очередное заседание СНО LEI, в котором приняли участие студенты 1-х, 2-х и 3-х курсов факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения ИАИ и Института филологии и истории РГГУ.
21 декабря 2024 г. в онлайн формате прошел международный круглый стол «”Глобальный Юг” и Россия: новые тренды и механизмы многостороннего сотрудничества» в рамках гранта «Проектные научные коллективы 2024», в котором обсуждались вопросы, связанные с развитием стран «Глобального Юга», а также проблемы и перспективы сотрудничества России с этими государствами.
20 декабря студенты ФМОПиЗР совместно с учащимися ГБОУ Школа №1593 (г. Москва) провели праздничную встречу в клубе общения центра содействия адаптации, абилитации и занятости молодых людей с инвалидностью и подростков с ментальными нарушениями «Профиль».
18 декабря 2024 года кафедра иностранных языков Факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ совместно с Методическим Советом кафедр иностранных языков РГГУ провела V международную научно-практическую конференцию «Современная парадигма преподавания иностранных языков в неязыковом ВУЗе».
В 2024 году факультет международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения стал базовым в РГГУ экспертным центром по дисциплинам «Основы российской государственности» и «История культуры России». Их преподавание включено в учебные планы всех высших учебных заведений Российской Федерации.
19 декабря 2024 г. прошло очередное заседание Дискуссионного клуба по американистике на тему «Выборы 2024. Как это случилось и что это значит для Америки и мира».
11 декабря 2024 г. в РГГУ прошёл междисциплинарный студенческий научный семинар на тему «Об истории создания журнала «Indo-Pacific Defense Forum», организованный студентами кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики ФМОПиЗР ИАИ РГГУ и кафедры теоретической и прикладной лингвистики ИЛ РГГУ.