20 апреля 2021 года кафедрой иностранных языков факультета международных отношений и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ была проведена II Международная научно-практическая конференция «Язык в образовательном пространстве неязыкового гуманитарного вуза: теория и практика». В работе конференции приняли участие ведущие преподаватели кафедры иностранных языков ФМОиЗР, представители других кафедр ФМОиЗР и РГГУ, зарубежные гости.
В представленных докладах значительное внимание было уделено проблемам обучения иностранным языкам в контексте меняющейся концепции образования в рамках цифровизации учебного процесса. Отмечалось, что интенсивная интеграция цифровых технологий в образование диктуют необходимость развития цифровых компетенций преподавателя не только путем расширения их перечня, но и путем качественного изменения их содержания. Цифровые компетенции становятся креативным фактором, который, трансформируясь в интеллектуальный ресурс, позволяют преподавателю – как субъекту образовательной деятельности – быть успешным в педагогическом взаимодействии с другими субъектами учебного процесса.
Были представлены новые обучающие программные материалы, продемонстрировано их практическое использование. Особый интерес вызвало программное обеспечение – Приложение ActivInspire компании Promethean для компьютеров и интерактивных досок, а также видеохостинг TED Talks. Несомненное преимущество подобных материалов – это возможность подготовки интерактивных уроков, создание упражнений, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемых.
Многие исследования участников конференции были проведены на стыке нескольких наук. Выступавшие подвергли анализу феномен понимания в процессе говорения и слушания, определяя, по М.Хайдеггеру, понимание как «усредненную» понятность. Причина трансформации истинного понимания в «усредненную» понятность – в «технизации» коммуникации, в разработке целого ряда повторяющихся приемов, упрощающих язык.
В ряде презентаций затрагивались проблемы изучения текста, дискурсивных практик, в которых язык был представлен как источник многих социальных процессов. Утверждалось, что главной онтологической характеристикой политического дискурса является «власть» – власть, которую приобретает правильно выстроенная публичная речь над теми, кто внемлет этому дискурсу, власть над публикой и умами людей. Было доказано, что риторы добиваются такой силы влияния как простотой высказываний, так и, наоборот, причудливостью языковых конструкций.
В рамках проекта «Бакалавр-международник» предлагалось классическое проектное управление, включающее несколько этапов, важнейшим из которых должно стать определение целей – выработка коммуникативных, культурно-социальных и профессиональных умений в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык». Продуктом проекта является выпускник с его личностными качествами, устремлениями и компетенциями, приобретенными в процессе учебы в вузе.
В других работах, также посвященных совершенствованию подготовки студентов, ораторы подчеркивали, что формирование будущего специалиста обусловлено многими факторами, среди которых особая роль принадлежит мотивации. В докладах отмечалось, что в рамках компетентностной парадигмы возрастает значимость профессиональной лингвокультуры, а профессиональное мышление и речь становятся целью обучения.
Скрупулезному анализу было подвергнуто изменение сущностной природы академической коммуникации «преподаватель – студент». Рассматривались вопросы взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей студентов и процесса овладения иностранным языком. Указывалось, что приемы и способы обучения не всегда соответствуют индивидуальным параметрам личности обучающегося, что приводит к серьезным проблемам в освоении иностранного языка.
В докладах были представлены исследования, посвященные проблемам терминологического обеспечения учебного процесса, индивидуального чтения, самостоятельной работы студентов.
Результаты научных исследований преподавателей широко внедряются в учебный процесс.
23-24 декабря в РГГУ прошел ежегодный студенческий культурно-творческий фестиваль «Новый год шагает по планете». Организаторы - преподаватели кафедры иностранных языков факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения (ФМОПиЗР).
26 декабря 2024 г. в РГГУ состоялась встреча генерального директора треста «Арктикуголь» Ильдара Алиевича Неверова со студентами-первокурсниками факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ.
25 декабря 2024 г. В.С. Христофоров в рамках проекта «100 дат российской идентичности» – провел занятие «Битва за Москву (30 сентября 1941 г. – 20 апреля 1942) – крушение германского плана «Барбаросса»» со студентами со студентами 2-го курса направление подготовки «Зарубежное регионоведение».
20 декабря 2024 г. в РГГУ прошло очередное заседание СНО LEI, в котором приняли участие студенты 1-х, 2-х и 3-х курсов факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения ИАИ и Института филологии и истории РГГУ.
21 декабря 2024 г. в онлайн формате прошел международный круглый стол «”Глобальный Юг” и Россия: новые тренды и механизмы многостороннего сотрудничества» в рамках гранта «Проектные научные коллективы 2024», в котором обсуждались вопросы, связанные с развитием стран «Глобального Юга», а также проблемы и перспективы сотрудничества России с этими государствами.
20 декабря студенты ФМОПиЗР совместно с учащимися ГБОУ Школа №1593 (г. Москва) провели праздничную встречу в клубе общения центра содействия адаптации, абилитации и занятости молодых людей с инвалидностью и подростков с ментальными нарушениями «Профиль».
18 декабря 2024 года кафедра иностранных языков Факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ совместно с Методическим Советом кафедр иностранных языков РГГУ провела V международную научно-практическую конференцию «Современная парадигма преподавания иностранных языков в неязыковом ВУЗе».
В 2024 году факультет международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения стал базовым в РГГУ экспертным центром по дисциплинам «Основы российской государственности» и «История культуры России». Их преподавание включено в учебные планы всех высших учебных заведений Российской Федерации.
19 декабря 2024 г. прошло очередное заседание Дискуссионного клуба по американистике на тему «Выборы 2024. Как это случилось и что это значит для Америки и мира».
11 декабря 2024 г. в РГГУ прошёл междисциплинарный студенческий научный семинар на тему «Об истории создания журнала «Indo-Pacific Defense Forum», организованный студентами кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики ФМОПиЗР ИАИ РГГУ и кафедры теоретической и прикладной лингвистики ИЛ РГГУ.