В рамках курса просветительских лекций для слушателей Народного университета Челябинской региональной общественной организации Общество «Знание» доцент кафедры общественных связей, туризма и гостеприимства факультета востоковедения и социально-коммуникативных наук, кандидат исторических наук Ирина Азерникова провела две встречи на тему искусства и культуры различных эпох.
В рамках курса просветительских лекций для слушателей Народного университета Челябинской региональной общественной организации Общество«Знание», доцент кафедры общественных связей, туризма и гостеприимства факультета востоковедения и социально-коммуникативных наук, кандидат исторических наук Ирина Азерникова провела две встречи на тему искусства и культуры различных эпох.
4 марта открытая лекция была посвящена искусству и культуре эпохи Возрождения в Европе. Ирина Павловна рассказала, что главной характеристикой эпохи Ренессанса является антропоцентризм. Как следствие повышенного внимания к человеку,развиваются науки о человеке—studia humanitas (как противоположность наукам о божественном —studia divinitatis), отсюда вытекает ещё один концептообразующий термин для ренессансного типа культуры —гуманизм.
Особую роль в становлении культуры нового гуманистического типа сыграло изобразительное искусство. Возрождая забытые принципы античного искусства, такие как изображение идеал прекрасного, гармоничного человека, повышенное внимание к ценности личности и важности красоты не только душевной, но и телесной.
Слушатели Общества «Знание» узнали об этапах становления итальянского Возрождения и главных героях этой эпохи – великих архитекторах, живописцах и скульпторах. Затем лектор рассказала о главных отличиях эпохи Ренессанса в Нидерландах, Франции и других европейских странах. Богатый иллюстративный материал с полотнами братьев Хуберта и Яна ван Эйк, Питера Брейгеля старшего, Иеронимуса Босха, Альбрехта Дюрера и Франсуа Клуэ захватили внимание аудитории.
Встреча 18 марта была посвящена совсем другой эпохе —советской культуре 1930-х – 1950-х гг. Советский неоклассицизм или сталинский ампир в Москве —время колоссальных изменений в облике города и его жителей. Для Москвы— это время, когда она становится тем городом, который мы знаем, и приобретает большую часть тех архитектурных и пространственных черт, из которых складывается её нынешний образ. Коллективизация и индустриализация формируют новую городскую среду, которая придаёт городу ярко выраженный символизм как театральной сцене новой столицы нового государства. Слушатели лекции познакомились с такими колоссами сталинского ампира как Генплан 1935 г., здание Речного вокзала и канал Москва —Волга, московское метро, проект Дворца Советов, Всесоюзная сельскохозяйственная выставка 1939 г., строительство магистралей, мостов, жилых зданий, библиотек и школ.
Вся риторика сталинского ампира разделена Великой Отечественной войной, победа радикально изменила направление государственной идеологии и, как следствие, архитектуры. На смену идеям коммунистического Интернационала наступила реставрация Российской империи с ярко выраженным русским национальным характером.
В культуре наступает эпоха архитектуры победителей, которая наиболее ярко проявилась в части павильонов ВДНХ (например, №1 «Центральный», №66 «Советская культура» и №58 «Земледелие»,) и, конечно же, в станциях кольцевой линии московского метро – «Комсомольская», «Курская», «Октябрьская» и «Таганская». Апогеем триумфального сталинского ампира стали семь знаменитых высотных зданий. Сегодня без них невозможно представить Москву. Задачей высоток было продемонстрировать мощь послевоенного СССР и превосходство советского строя.
Организаторы и слушатели Народного университета Челябинской региональной общественной организации Общество«Знание» поблагодарили Ирину Азерникову за интересный богатый материал и большой объём иллюстраций. Обе стороны выразили надежду на будущее сотрудничество.