РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


13 декабря состоялась онлайн-лекция старшего научного сотрудника ИПиМИ, доктора исторических наук М.Ю. Мухина «Россия-Беларусь в послевоенный период 1945-1953 гг.: общая победа, общие достижения»
13.12.2021

13 декабря состоялась онлайн-лекция старшего научного сотрудника ИПиМИ, доктора исторических наук М.Ю. Мухина «Россия-Беларусь в послевоенный период 1945-1953 гг.: общая победа, общие достижения»



13 декабря 2021 г. состоялась открытая лекция старшего научного сотрудника Института постсоветских и межрегиональных исследований РГГУ, главного научного сотрудника Института российской истории РАН, доктора исторических наук М.Ю. Мухина «Россия-Беларусь в послевоенный период 1945-1953 гг.: общая победа, общие достижения». Лекция прошла в формате видеокоференцсвязи, с использованием программы Zoom. В мероприятии приняли участие более 50 человек, в том числе студенты бакалавриата, обучающиеся по программам «Россия и Турция в современной Евразии: внешняя политика, общество, культура» (направление подготовки «Международные отношения») и «Публичная политика и социальные науки», а также магистранты, обучающиеся по программе «История и геополитика современной Евразии» (направление подготовки «История»). В качестве организаторов и модераторов мероприятия выступили доцент ИПиМИ, кандидат философских наук И.Е. Ханова и старший преподаватель ИПиМИ, кандидат исторических наук В.М. Шнейдер.

Цель лекции – популяризация объективных данных, основанных на документальных материалах истории Великой Отечественной войны. Этот подход является главным в изучении истории и памяти о войне и призван противодействовать фальсификации истории о событиях того времени. Актуальность темы лекции не вызывает сомнений. Великая Победа Советского Союза над нацистской Германией и её союзниками в Великой Отечественной и Второй мировой войнах — одно из самых величественных событий не только минувшего ХХ века, но и всемирной истории. Великий подвиг народов Советского Союза — не только национальное, но и общечеловеческое цивилизационное достояние. В начале лекции Михаил Мухин отметил, что Великая Отечественная война справедливо занимает ключевое место в исторической памяти народов, проживающих на постсоветском пространстве. Особая роль Великой Победы 1945-го года заключается в освобождении народов Европы от нацистской оккупации. В своём докладе М.Ю.Мухин уделил особое внимание процессам, связанным с восстановлением экономики Белорусской ССР в послевоенный период.

Лектор подчеркнул, что процесс восстановления экономики начался сразу же после освобождения находившихся под нацистской оккупацией регионов СССР. Данный процесс коснулся преимущественно стратегически важных отраслей, восстановление которых способствовало Победе над нацистской Германией. Так, уже в первой половине 1945 г. освобожденные регионы СССР обеспечивали 2/3 всесоюзной добычи угля и 2/3 производства электромоторов. Однако значительную часть производства восстановить удалось лишь после войны.

План четвёртой, восстановительной пятилетки был принят в августе 1945 г. (т.е. ещё до завершения Второй мировой войны). План предполагал, что в течение 5 лет следует не только восстановить всё разрушенное, но превысить довоенный уровень развития промышленности. С самого начала было очевидно, что восстановление разрушенных регионов СССР не может быть осуществлено только за счёт внутренних резервов. Их восстановление стало всесоюзной задачей, в этом процессе принимали участие все республики. Широкое распространение получило шефское движение, например, шефство над восстановлением Гомельской области взяла Кировская область РСФСР. Другим областям также помогали регионы Урала и Поволжья РСФСР.

Михаил Мухин отметил, что до войны Белорусская ССР была преимущественно сельскохозяйственным регионом. Крупнейшими довоенными предприятиями были Гомсельмаш, лесопромышленные заводы в Мозыре. Большая часть промышленных предприятий, находившихся на территории БССР, были разрушены, уцелело только 15%. В годы четвёртой пятилетки на территории республики были построены Белорусский автомобильный завод, тракторный завод и другие крупные предприятия. Лектор подчеркнул, что в годы четвёртой пятилетки ключевой задачей стало развитие и восстановление тяжёлой промышленности. В то же время в лёгкой промышленности рост по сравнению с довоенным периодом был незначительным, а сельское хозяйство вернулось на довоенный уровень только в 1953 г.

В заключительной части лекции М.Ю.Мухин представил интернет-проект «Россия-Беларусь в послевоенный период 1945-1953 гг.: общая победа, общие достижения». Данный проект разработан при финансовой поддержке Фонда «История Отечества». Руководителем проекта является Президент РГГУ, директор Института постсоветских и межрегиональных исследований Ефим Пивовар. Целью проекта является разработка и размещение на специализированном интернет-ресурсе электронного историко-просветительского документально-методического комплекса «Россия-Беларусь в послевоенный период 1945-1953 гг.: общая победа, общие достижения», который включает обширный документально-иллюстративный материал. В рамках комплекса освещаются основные направления и особенности внутреннего развития СССР в послевоенный период, включая восстановление народного хозяйства и внутриполитические процессы.
Особое внимание уделяется ключевым событиям и явлениям в жизни Белорусской ССР. На сайте проекта представлены редкие документы и статистические материалы, а также современные исторические исследования периода 1945-1953 гг. Ссылка на сайт проекта: https://rbafterwar.ru/

 

После основной части лекции слушатели задали М.Ю. Мухину ряд вопросов.

Владимир Козлов, магистрант ИПиМИ, 2 курс: Какие железные дороги и электростанции были восстановлены в конце Великой Отечественной войны?

Михаил Мухин: Практически все железнодорожные пути пришлось восстанавливать. Шефство над Белорусской железной дорогой осуществляла Кировская железная дорога. Таким образом, поскольку большая часть инфраструктуры Белорусской ССР была разрушена в годы войны, речь может идти скорее не о восстановлении, а о строительстве.

Вадим Шнейдер, старший преподаватель ИПиМИ, к.и.н.: Учитывая колоссальные разрушения городской инфраструктуры, можно сказать, что современный архитектурный облик городов Беларуси формировался после войны. Расскажите, пожалуйста, о процессе восстановления Минска – можно ли сказать, что после восстановления он должен был стать «идеальным советским городом»?

Михаил Мухин: В годы войны прежний облик Минска был фактически утрачен. Действительно, у советского руководства были планы построить город-сад. Следует отметить, что годы четвертой пятилетки стали периодом формирования «сталинского ампира». В частности, именно в эти годы в Москве были построены знаменитые «Сталинские высотки», похожие планы были и относительно Минска. Впрочем, после прихода к власти Хрущева ситуация изменилась в сторону политики экономии, архитектурные излишества стали убирать. Тем не менее, особенности планировка Минска, в том числе широкие проспекты и большие пространства, свидетельствуют, что планы по строительству высотных зданий существовали.

Владислав Сёмин, магистрант ИПиМИ, 1 курс: Как повлияла рельсовая война в Беларуси на положение в БССР и итоги операции «Багратион»?

Михаил Мухин: Рельсовая война – одна из выдающихся страниц истории партизанского движения. Она охватывала территории от Беларуси до Чёрного моря. Свою ключевую задачу эта операция выполнила, по её итогам Красной Армии удалось выйти к Днепру. Однако после освобождения региона советским войскам пришлось вторично восстанавливать разрушенные железные дороги для того, чтобы можно было продвигаться далее в сторону Польши. Железные дороги в годы Великой Отечественной войны – это отдельный, очень интересный сюжет. Например, одной из составляющих плана «Барбаросса» была надежда на то, что в течение двух недель после начала войны советские железные дороги встанут. Однако их удавалось оперативно ремонтировать в рамках комплекса мероприятий, который получил название «техническое прикрытие». Формально к 1950-му году период восстановления железных дорог завершился. Объёмы перевозок в это время уже превосходили довоенные. В то же время вплоть до начала 1980-х гг. в отчётах Министерства путей сообщения некоторые объекты железнодорожной инфраструктуры значились так и не восстановленными с военных времён.

Владислав Сёмин: Оцените, пожалуйста, вклад Динабурго-Витебской железной дороги в Победу.

Михаил Мухин: Необходимо отметить, что после войны все железные дороги, находившиеся на территории БССР, были объединены в одну структуру – Белорусскую железную дорогу. Поэтому сегодня сложно оценить вклад конкретной железной дороги.

Владимир Козлов: Какие архивы имеются по вопросу послевоенного восстановления хозяйства БССР?

Михаил Мухин: Мы работали в Российском государственном архиве экономики. Также можно обратиться к архивам Беларуси, Российскому государственному архиву социально-политической истории (РГАСПИ), который был создан на базе Центрального партийного архива. Материалы могут быть и в Российском государственном архиве новейшей истории (РГАНИ). Можно попробовать поискать материалы и в ведомственных архивах.

Анатолий Пятыгин, магистрант ИПиМИ, 2 курс: Линии электропередач на территории БССР удавалось восстанавливать с такой же высокой скоростью как и объекты железнодорожной инфраструктуры?

Михаил Мухин: Следует подчеркнуть, что линий электропередач тогда было мало. Формирование единой электроэнергетической системы происходило уже в 1960-1970-е годы. В довоенные годы была система ГРЭС. В послевоенный период в Белорусской ССР активно строились тепловые электростанции, которые стали основой белорусской энергетики в послевоенный период.

Вадим Шнейдер: Можно ли говорить о том, что после войны экономика в регионах БССР развивалась равномерно по сравнению с УССР, в которой гораздо активнее развивались южные и восточные области?

Михаил Мухин: Поскольку на территории Беларуси нет значительных природных ресурсов, для экономики республики традиционно была характерна обрабатывающая промышленность. Исключением отчасти могут служить лесообрабатывающие заводы, однако леса также присутствуют на большей части БССР. Таким образом, равномерные природные характеристики (леса, поля) способствовали более или менее равномерному развитию экономики в разных регионах Белорусской ССР. В то же время на территории УССР промышленность развивалась преимущественно в тех регионах, где существовали месторождения полезных ископаемых.

Илья Паршаков, магистрант ИПиМИ, 2 курс: В относительных показателях людские потери БССР были самыми крупными среди союзных республик. Осуществлялась ли некоторая политика по переселению в Республику после окончания ВОВ?

Михаил Мухин: Нужно учитывать, что на территории Белорусской ССР открылось большое количество новых предприятий, для функционирования которых было необходимо привлекать квалифицированных специалистов. Поэтому подготовленные рабочие из других регионов СССР, в первую очередь РСФСР, действительно переезжали на территорию Белорусской ССР и работали на новых заводах. Однако нельзя сказать, что процесс переселения в БССР был крупномасштабным проектом.