13 мая в историческом киноклубе ИПиМИ РГГУ состоялась четвертая встреча. Смотрели и обсуждали оригинальную киноленту «Я - ЗАЛ» режиссера Анны Евтушенко. Необычного рассказчика придумали свои же сотрудники университета - сценаристы Виктор Листов и Галина Евтушенко. А озвучил – известный артист Вениамин Смехов. Да так органично, что побеседовать с мудрым и ироничным героем, поспорить с ним для публики стало большим удовольствием. Об этом сказал киновед из Санкт-Петербурга Юрий Шуйский, впервые увидевший картину, сделанную в 2015 году.
Ссылка на трейлер фильма "Я - ЗАЛ": https://yadi.sk/d/W3bg5aTwc7GgWw
Колонный Зал Дома Союзов поведал зрителям о том, что он видел и что он слышал в своих стенах на протяжении почти всей истории 20-го века. А так как Зал стоит вот уж более двух веков на углу Охотного ряда и Большой Дмитровки, то воспоминания «коренного москвича», подтвержденные большим количеством свежей кинохроники, вызвали живой интерес собравшихся. Зал помянул своего родителя,- архитектора Матвея Казакова, предъявил кинозрителям обвинителей и подсудимых процесса Промпартии, суда над летчиком Пауэрсом. Вспомнил Зал и выступавших под его сводами Буденного и Бухарина, Ворошилова и Клару Цеткин, Валентину Терешкову и Индиру Ганди. Их узнал на экране историк Леонид Пятецкий, особо отметивший наполненность просмотренной документальной ленты живыми персонажами российской истории. С ним согласилась и культуролог Надежда Браккер. Ее поколение, родившееся в 40-е годы, никогда не видело политиков и общественных деятелей, удаленных из исторической памяти народа после репрессий и расстрелов. А вот уцелевших писателей, попавших в кинохронику, Надежда узнала. В фильме участвуют Чуковский и Маршак, Кассиль и Михалков, Барто и Ильина, Симонов и Софронов. Мама Надежды была в годы войны назначена директором Дома Союзов и рассказывала дочери свою версию происходящего. Такие знания, по мнению Ефима Пивовара, уже сами могут стать темой дипломной работы студентов ИПиМИ. А их носительницу директор института предложил сделать героиней занятий по «устной истории» и записать ее рассказы.
Вспоминая «чему свидетелем он был», Колонный Зал как бы провел собственные репортажи со знаменитых похорон: Ленина, Горького, Цюрупы. Даже Сталина Зал «в гробу видал». Именно в его стенах прощались с вождями, к нему текли людские толпы. А уж веселые воспоминания о съездах, конгрессах, форумах, «книжкиных именинах», праздничных банкетах и шахматных турнирах вызвали заинтересованную реакцию смотрящих. Детская писательница Надежда Графова отметила, что одним из героев, или, точнее, героинь фильма стала Москва. Ее улицы, площади, ее памятники и символы. А мастерство Вениамина Смехова позволило оценить своеобразный характер Колонного Зала. Многие увидели в этом персонаже живого человека - порой мудрого, порой ироничного, склонного к философствованию. Дискутанты, отдав должное художественным достоинствам фильма, остановились на широких возможностях его использования в рамках учебного процесса.
Образовательный потенциал этой и других, показанных в историческом киноклубе картин, с точки зрения сотрудников кафедры постсоветского зарубежья ИПиМИ, сегодня особенно важен. Он приоткрывает возможности работы с историческими источниками, с архивными документами, дает представление о том, где, как и откуда взяты документы той или иной эпохи. «Главное в том, - подчеркнул в заключение Ефим Пивовар, - что Зал показывает пример сохранения исторической памяти общества. Он помнит все и одновременно ничего не помнит. Многие наши современники обладают избирательной памятью, мы это должны понимать. Но сама идея, пришедшая на ум создателям фильма, блистательна. Наши студенты получили возможность почувствовать атмосферу разных эпох и поразмышлять над увиденным. Картина дает широкий материал для исторического анализа».
Завершая открытый разговор, участники исторического киноклуба проявили интерес и к следующему фильму «НЕИЗВЕСТНЫЙ 1917-й», который будет показан на пятой встрече. Следите за анонсами на сайте ИПиМИ РГГУ. Приглашаются все желающие.