26 апреля в РГГУ состоялся круглый стол «Российская научная дипломатия», в рамках которого ученые обсудили роль российского исторического сообщества как полноправного актора научной дипломатии.
Мероприятие было организовано Учебно-научным центром «Новая Россия. История постсоветской России». Участниками стали представители академической и университетской науки, сотрудники органов государственной власти и историко-просветительских организаций.
Открывая работу круглого стола, ректор РГГУ Александр Безбородов обратил внимание на опыт университета в научной деятельности, направленной на развитие дипломатии.
«Я благодарен организаторам за актуальную повестку круглого стола. РГГУ имеет огромный опыт в научной дипломатии. Отличительной чертой деятельности всех структур вуза в этой области является личное участие ученых в масштабных проектах вместе с нашими зарубежными коллегами, что важно для роста гуманитарного образования», — отметил ректор в ходе своего выступления.
Председатель правления Российского исторического общества, директор Учебно-научного центра «Новая Россия. История постсоветской России» РГГУ Константин Могилевский отметил роль международных связей в развитии науки.
По его словам, ученые зачастую с помощью своих научных проектов заменяют дефицит обмена знаниями, который возникает между государствами из-за кризисных отношений. Именно к таким случаям и применяется термин «научная дипломатия».
«Деятельность ученых в этом направлении помогает сохранять государствам тот минимум контактов и доверия в международных отношениях, который в будущем позволит им выстраивать полноценные межгосударственные отношения», — пояснил Могилевский.
Президент РГГУ Ефим Пивовар в ходе своего выступления озвучил достижения вуза в направлении международного сотрудничества. В качестве примера он рассказал о Гуманитарных чтениях РГГУ, которые за последние годы расширили географию за пределы России.
«Когда отношения между государствами критические, то научные форумы, которые являются центрами контактов, спасают их отношения», — подчеркнул президент гуманитарного университета.
На встрече заведующий кафедрой экономической, социальной и деловой истории Университета г. Грац (Австрия) Стефан Карнер согласился с мнением, что научно- образовательные мероприятия с участием ученых из разных стран играют важную роль в развитии международного сотрудничества государств.
«Я рад, что именно РГГУ взял авангард по этой значимой тематике межгосударственного уровня. Я благодарен руководству вуза за обсуждение этой темы», — добавил он.
Карнер также рассказал совместных образовательных и научных проектах России и Австрии с участием РГГУ.
Сопредседатель Российского исторического общества, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян в своем выступлении подчеркнул роль исторического знания в научной дипломатии.
«Историческая наука стала важным элементам в современной истории международных отношений. Она способна консолидировать или же приводить к разногласиям. В этом смысле возрастает понимание истории и сотрудничества в области истории.Кроме того, сейчас проблема научной дипломатии приобретает новый смысл, она не только затрагивает освещение научного сотрудничества, но и выходит на уровень новой дисциплины», — пояснил Александр Оганович.
Он добавил, что в ближайшее время научная дипломатия будет тесно пересекаться с искусственным интеллектом. Перед исследовательскими центрами всех стран стоит задача выработки понимания научной дипломатии в качестве явления, а не только формы сотрудничества.
О значении академической солидарности в налаживании диалога между государствами рассказала первый проректор–проректор по научной деятельности РГГУ Ольга Павленко.
«Диалог между учеными опережает политическую активность благодаря демонстрации академической солидарности и сотрудничества. Научная этика формируется между учеными благодаря профессиональным академическим сообществам. Важно отметить, что этот процесс оказывает огромное влияние на развитие дипломатии.», — пояснила Ольга Вячеславовна.
Проректор по международному сотрудничеству РГГУ Вера Заботкина добавила, что диалог государств важен не только для дипломатии в науке, но я для качества образования в той или иной стране.
«Международное сотрудничество является естественным процессом развития науки. Историческая память лежит в основе механизма научной дипломатии, об этом говорят многочисленные международные научные проекты, в рамках которых диалог стран приобретает наиболее позитивный характер. Необходимо подчеркнуть, что от этого процесса зависит вся образовательная система», — пояснила она.
Вера Ивановна также подчеркнула, что научная дипломатия каждой страны формируется от многих внешних и внутренних факторов. Например, от позиции на международной политической арене или исторически сложившихся особенностей системы образования.
В рамках круглого стола участники также проанализировали ранее реализованные проекты, связанные с научной дипломатией.