Интервью ректора Российского государственного гуманитарного университета Александра Борисовича Безбородова для TV BRICS
Российская система образования известна во многих странах как одна из лучших в мире. Расскажите, как она будет развиваться в дальнейшем, чтобы стать еще более совершенной?
Я уверен, что российская система образования с каждым годом становится все более эффективной. В первую очередь, это связано с развитием всего комплекса направлений подготовки специалистов по естественно-научным и точным дисциплинам. Гуманитарное образование не отстает в этом ключе. Для нас очень важно иметь в виду, что в ближайшее время реформа высшего образования в России наберет новые обороты. Более широко будут использоваться возможности специалитета, в том числе в гуманитарном образовании. Необходимо помнить о том, что международное сотрудничество расширяется, особенно в последние годы, и Российская Федерация будет иметь, как и имеет сейчас, отношения с целым рядом стран, имеющих двухуровневую систему образования. Поэтому для того, чтобы это образование было относительно совместимым – бакалавриат, магистратура – какие-то сегменты и бакалавриата, и магистратуры должны сохраняться. Такой симбиоз в ближайшее время будет наиболее устойчивым для того, чтобы повышать эффективность и качество российского образования, в том числе за счет использования мирового опыта, включая страны БРИКС.
Получить высшее образование в России стремятся все больше иностранцев. Как Вы считаете, насколько комфортна для граждан других государств наша система образования?
В высших учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов созданы комфортные условия, включающие возможность проживания студентов в хороших, удобных общежитиях. Надо понимать, что, безусловно, это служит важным, очень притягательным моментом для наших партнеров за рубежом, в том числе в странах БРИКС. Поэтому образ подобных высших учебных заведений, где такая система хорошо налажена, должен быть тиражирован в России, причем очень детально. Тогда вузы из Центральной России, Сибири, Дальнего Востока, принимающие немало иностранцев, будут на них ориентироваться.
Если говорить об аспирантуре, которая готовит кадры для научной и преподавательской деятельности, скажите, много ли сегодня в России аспирантов-иностранцев? Какой вклад они вносят в развитие российской и мировой науки?
По нашим данным, в России в настоящее время обучаются и, возможно, работают более 10 тысяч иностранных аспирантов. Это далеко не предел: эту цифру необходимо повышать. Дело в том, что аспиранты – это люди, склонные вести глубокий научный поиск. Они могут осуществлять эту деятельность в том числе совместно с российскими учеными, аспирантами и студентами. Таким образом российская наука будет развиваться ускоренными темпами и набирать новые высоты во всех направлениях.
Российский государственный гуманитарный университет входит в топ-200 лучших университетов стран БРИКС. Расскажите, что это за рейтинг и насколько почетно находиться в нем для вуза, который Вы возглавляете?
Нет предела совершенству, поэтому необходимо подниматься выше. Мы очень уважаем страны БРИКС, формируем свои отношения на довольно высоком уровне с каждой из этих стран, а также с теми, кто пополнит ряды БРИКС в 2024 году или собирается в это объединение в будущем, поскольку оно растущее, очень перспективное, имеющее прекрасные глобальные возможности для развития, в том числе и в сфере высшего образования. Сотрудничая с десятками вузов в странах БРИКС, РГГУ приобретает неоценимый опыт языковых контактов, изучения культуры, искусства этих стран, взаимодействия наших студентов со студентами Индии, Китая, Бразилии, Ирана.
Как Вы оцениваете сотрудничество стран БРИКС по линии образования? Чем страны объединения могут быть полезны друг другу с учетом его расширения?
У нас много возможностей для того, чтобы развивать образование. У каждого вуза, безусловно, есть свои успехи в этом отношении, но при этом потенциалы, ещё не использованные, весьма значительны. Важно помнить, что образовательная система работает на будущее наших стран. Молодежь, которая обучается в университетах, контактируя со студентами различных государств, получает огромный опыт подготовки по целому комплексу гуманитарных (и не только) дисциплин. Это работа на будущее, она крайне важна.
Не так давно Российский государственный гуманитарный университет и Индийский университет Гириджананды Чоудхури провели научную конференцию, которую посвятили языкам и культуре коренных народов. Почему важны такие проекты?
В конце января в режиме онлайн проходила такая конференция, на которой присутствовали наши представители из Российского учебно-научного центра изучения стран Южной Азии. Мы активно изучаем и преподаем историю, языки, культуру, искусство Индии. Поэтому взаимодействие с нашими индийскими партнерами, в том числе в онлайн- и офлайн-форматах, бесценно. Материалы этой конференции будут использованы в учебном процессе учебно-научного центра изучения стран Южной Азии так же, как и материалы российско-бразильских встреч вовлечены в работу соответствующего центра. Институт Конфуция, который существует уже 15 лет, тоже успешно функционирует. За последние два-три года контакты с этими странами значительно улучшились.
В 2024 году Россия председательствует в БРИКС. Запланировано множество мероприятий, в том числе по линии образования. Лично Вам, как ректору уважаемого вуза, о чем больше всего интересно будет поговорить с коллегами? Каким опытом Вы могли бы обменяться?
Мне очень важно, чтобы в рамках 2024 года, когда мы вместе с нашими коллегами из системы образования данных стран будем более плотно взаимодействовать, социально-гуманитарное образование не выпадало из поля нашего зрения, чтобы были обозначены новые программы и задачи, благодаря которым мы могли бы действовать на среднесрочную и более длительную перспективу. Я думаю, что следует организовать отдельную встречу, посвященную гуманитарному образованию и его перспективам в современном мире.
Как Вы относитесь к тому, что некоторые вузы мира официально разрешили писать дипломы с помощью искусственного интеллекта? Ведь с одной стороны, такая практика существует для того, чтобы облегчить нам жизнь, но с другой – не правильнее ли и не интереснее ли думать своей головой?
В гуманитарном знании лучше всего думать своей головой, поскольку это бесценный опыт и для головы, и для личности. Поэтому у нас очень сдержанное отношение к таким возможностям искусственного интеллекта. Мы видели работы, написанные с помощью некоторых подобных программ, и высокими научными достижениями их назвать нельзя. В РГГУ это не практикуется. В целом, выпускная квалификационная работа, написанная с помощью искусственного интеллекта, еще больше усугубляет незнание студентами той или иной проблемы.
Как в вашем представлении должна будет выглядеть система образования через 10 лет? С какого возраста нужно будет определяться с профессией?
Очевидно, что роль гуманитарного знания через 10 лет возрастет, поэтому необходимо готовить специалистов, которые могли бы разбираться в различных гуманитарных областях. В целом, практика гуманитарного образования будет очень востребованным делом, поскольку уже сегодня системное гуманитарное образование в школах и вузах дает наиболее высокий результат.
А за какими специальностями будущее?
Безусловно, это био- и информационные технологии, психология, комплекс педагогических наук, филология и, конечно же, фундаментальная историческая подготовка, которая должна быть неотъемлемой частью любого образования в России.
Смотрите интервью на сайте TV BRICSТекст: TV-BRICS, Пресс-служба РГГУ
Фото: TV-BRICS