РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


Ректор РГГУ Александр Безбородов: Сотрудничая с учебными учреждениями стран БРИКС, российский вуз приобретает неоценимый опыт

16.02.2024

Ректор РГГУ Александр Безбородов: Сотрудничая с учебными учреждениями стран БРИКС, российский вуз приобретает неоценимый опыт


Интервью ректора Российского государственного гуманитарного университета Александра Борисовича Безбородова для TV BRICS


Российская система образования известна во многих странах как одна из лучших в мире. Расскажите, как она будет развиваться в дальнейшем, чтобы стать еще более совершенной?

Я уверен, что российская система образования с каждым годом становится все более эффективной. В первую очередь, это связано с развитием всего комплекса направлений подготовки специалистов по естественно-научным и точным дисциплинам. Гуманитарное образование не отстает в этом ключе. Для нас очень важно иметь в виду, что в ближайшее время реформа высшего образования в России наберет новые обороты. Более широко будут использоваться возможности специалитета, в том числе в гуманитарном образовании. Необходимо помнить о том, что международное сотрудничество расширяется, особенно в последние годы, и Российская Федерация будет иметь, как и имеет сейчас, отношения с целым рядом стран, имеющих двухуровневую систему образования. Поэтому для того, чтобы это образование было относительно совместимым – бакалавриат, магистратура – какие-то сегменты и бакалавриата, и магистратуры должны сохраняться. Такой симбиоз в ближайшее время будет наиболее устойчивым для того, чтобы повышать эффективность и качество российского образования, в том числе за счет использования мирового опыта, включая страны БРИКС.

Получить высшее образование в России стремятся все больше иностранцев.  Как Вы считаете, насколько комфортна для граждан других государств наша система образования?

В высших учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов созданы комфортные условия, включающие возможность проживания студентов в хороших, удобных общежитиях. Надо понимать, что, безусловно, это служит важным, очень притягательным моментом для наших партнеров за рубежом, в том числе в странах БРИКС. Поэтому образ подобных высших учебных заведений, где такая система хорошо налажена, должен быть тиражирован в России, причем очень детально. Тогда вузы из Центральной России, Сибири, Дальнего Востока, принимающие немало иностранцев, будут на них ориентироваться.

Если говорить об аспирантуре, которая готовит кадры для научной и преподавательской деятельности, скажите, много ли сегодня в России аспирантов-иностранцев? Какой вклад они вносят в развитие российской и мировой науки?

По нашим данным, в России в настоящее время обучаются и, возможно, работают более 10 тысяч иностранных аспирантов. Это далеко не предел: эту цифру необходимо повышать. Дело в том, что аспиранты – это люди, склонные вести глубокий научный поиск. Они могут осуществлять эту деятельность в том числе совместно с российскими учеными, аспирантами и студентами. Таким образом российская наука будет развиваться ускоренными темпами и набирать новые высоты во всех направлениях.

Российский государственный гуманитарный университет входит в топ-200 лучших университетов стран БРИКС. Расскажите, что это за рейтинг и насколько почетно находиться в нем для вуза, который Вы возглавляете?

Нет предела совершенству, поэтому необходимо подниматься выше. Мы очень уважаем страны БРИКС, формируем свои отношения на довольно высоком уровне с каждой из этих стран, а также с теми, кто пополнит ряды БРИКС в 2024 году или собирается в это объединение в будущем, поскольку оно растущее, очень перспективное, имеющее прекрасные глобальные возможности для развития, в том числе и в сфере высшего образования. Сотрудничая с десятками вузов в странах БРИКС, РГГУ приобретает неоценимый опыт языковых контактов, изучения культуры, искусства этих стран, взаимодействия наших студентов со студентами Индии, Китая, Бразилии, Ирана.

Как Вы оцениваете сотрудничество стран БРИКС по линии образования? Чем страны объединения могут быть полезны друг другу с учетом его расширения?

У нас много возможностей для того, чтобы развивать образование. У каждого вуза, безусловно, есть свои успехи в этом отношении, но при этом потенциалы, ещё не использованные, весьма значительны. Важно помнить, что образовательная система работает на будущее наших стран. Молодежь, которая обучается в университетах, контактируя со студентами различных государств, получает огромный опыт подготовки по целому комплексу гуманитарных (и не только) дисциплин. Это работа на будущее, она крайне важна.

Не так давно Российский государственный гуманитарный университет и Индийский университет Гириджананды Чоудхури провели научную конференцию, которую посвятили языкам и культуре коренных народов. Почему важны такие проекты?

В конце января в режиме онлайн проходила такая конференция, на которой присутствовали наши представители из Российского учебно-научного центра изучения стран Южной Азии. Мы активно изучаем и преподаем историю, языки, культуру, искусство Индии. Поэтому взаимодействие с нашими индийскими партнерами, в том числе в онлайн- и офлайн-форматах, бесценно. Материалы этой конференции будут использованы в учебном процессе учебно-научного центра изучения стран Южной Азии так же, как и материалы российско-бразильских встреч вовлечены в работу соответствующего центра. Институт Конфуция, который существует уже 15 лет, тоже успешно функционирует. За последние два-три года контакты с этими странами значительно улучшились.

В 2024 году Россия председательствует в БРИКС. Запланировано множество мероприятий, в том числе по линии образования. Лично Вам, как ректору уважаемого вуза, о чем больше всего интересно будет поговорить с коллегами? Каким опытом Вы могли бы обменяться?

Мне очень важно, чтобы в рамках 2024 года, когда мы вместе с нашими коллегами из системы образования данных стран будем более плотно взаимодействовать, социально-гуманитарное образование не выпадало из поля нашего зрения, чтобы были обозначены новые программы и задачи, благодаря которым мы могли бы действовать на среднесрочную и более длительную перспективу. Я думаю, что следует организовать отдельную встречу, посвященную гуманитарному образованию и его перспективам в современном мире.

Как Вы относитесь к тому, что некоторые вузы мира официально разрешили писать дипломы с помощью искусственного интеллекта? Ведь с одной стороны, такая практика существует для того, чтобы облегчить нам жизнь, но с другой – не правильнее ли и не интереснее ли думать своей головой?

В гуманитарном знании лучше всего думать своей головой, поскольку это бесценный опыт и для головы, и для личности. Поэтому у нас очень сдержанное отношение к таким возможностям искусственного интеллекта. Мы видели работы, написанные с помощью некоторых подобных программ, и высокими научными достижениями их назвать нельзя. В РГГУ это не практикуется. В целом, выпускная квалификационная работа, написанная с помощью искусственного интеллекта, еще больше усугубляет незнание студентами той или иной проблемы.

Как в вашем представлении должна будет выглядеть система образования через 10 лет? С какого возраста нужно будет определяться с профессией?

Очевидно, что роль гуманитарного знания через 10 лет возрастет, поэтому необходимо готовить специалистов, которые могли бы разбираться в различных гуманитарных областях. В целом, практика гуманитарного образования будет очень востребованным делом, поскольку уже сегодня системное гуманитарное образование в школах и вузах дает наиболее высокий результат.

А за какими специальностями будущее?

Безусловно, это био- и информационные технологии, психология, комплекс педагогических наук, филология и, конечно же, фундаментальная историческая подготовка, которая должна быть неотъемлемой частью любого образования в России.

Смотрите интервью на сайте TV BRICS

Текст: TV-BRICS, Пресс-служба РГГУ
Фото: TV-BRICS

Поделиться новостью в Телеграм!
Главное
читайте также
28 февраля 2025
Памяти Михалёвой Галины Михайловны

Российский государственный гуманитарный университет с прискорбием сообщает, что на 69-м году жизни после тяжёлой болезни скончалась Галина Михайловна Михалёва — выдающийся учёный, профессор РГГУ, доктор политических наук, общественный и политический деятель.

28 февраля 2025
Поддерживаем наукой: РГГУ передал Донбасскому университету научную и учебную литературу

28 февраля 2025 г. сотрудники РГГУ передали на безвозмездной основе 275 книг из фонда «Научной библиотеки РГГУ» Донбасскому государственному университету юстиции.

28 февраля 2025
Поздравление и. о. ректора РГГУ Андрея Логинова в адрес Владимира Мединского в связи с избранием на пост председателя Союза писателей России

27 февраля 2025 г. XVII съезд Союза писателей России избрал помощника президента, председателя Российского военно-исторического общества Владимира Мединского председателем Союза.

27 февраля 2025
Геополитика, наука и образование – вице-премьер Сербии выступил перед студентами РГГУ

«Мы союзники, не просто партнёры. Сербия никогда не поменяет своё отношение к России, у власти находится человек, который никогда не предаст российско-сербское братство», — заместитель Правительства Республики Сербия Александр Вулин.

26 февраля 2025
Социальные практики в действии

И.о. ректора РГГУ Андрей Логинов рассказывает о возможностях, которые открывает «Конкурс социальных архитекторов».

24 февраля 2025
Знание — сила

22–23 февраля 2025 г. состоялся заключительный этап Олимпиады РГГУ, участие в которой приняли школьники 9, 10 и 11-х классов из разных субъектов Российской Федерации, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья.

23 февраля 2025
Поздравление Министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова с Днём защитника Отечества

Уважаемые друзья! Дорогие ветераны! Поздравляю вас с Днём защитника Отечества!

21 февраля 2025
Есть такая профессия – Родину защищать!

21 февраля состоялся праздничный концерт, посвящённый Дню защитника Отечества, в котором приняли участие студенты и преподаватели университета, а также Большой детский хор им. В.С. Попова.

21 февраля 2025
В РГГУ прошла встреча с делегацией из китайского университета Qinghai Minzu

Не останавливаемся на достигнутом: РГГУ продолжает заключать договоры о разноплановом сотрудничестве с университетами Китайской Народной Республики.

21 февраля 2025
История в цифре: знание о прошлом в фокусе современных технологий

20 февраля в Зале учёного совета прошла научно-практическая конференция «Историческое образование и многообразие современного информационного пространства». Площадка объединила специалистов по современным цифровым технологиям и информационной безопасности, историков-исследователей широкого спектра, экспертов по стратегической аналитике и руководителей из образовательный среды.