РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


РГГУ совместно с индийским университетом Гириджананды Чоудхури провел международную научную онлайн-конференцию, посвященную языкам и культуре коренных народов
26.01.2024

РГГУ совместно с индийским университетом Гириджананды Чоудхури провел международную научную онлайн-конференцию, посвященную языкам и культуре коренных народов

23-24 января 2024 года в онлайн формате прошла международная научная конференция «Преодолевая границы: сохранение и развитие языков и культур коренных народов», которая объединила более 120 участников из индийских университетов, университетов Узбекистана, России, США


Конференция достигла своей цели – произошел обмен идеями по изучению культуры коренных народов и обсуждались стратегии по сохранению их коренных языков.

С приветственным словом в адрес участников и гостей конференции обратились проф. Кандарпа Дас, ректор университета Гириджананды Чоудхури и проф. Вера Ивановна Заботкина, и.о. проректора по международному сотрудничеству РГГУ, которая отметила, что тема сохранения идентичности культуры и языка коренных народов является высокоприоритетной в РГГУ, поскольку наш университет является членом Консорциума университетов стран БРИКС в рамках кафедры ЮНЕСКО, занимающейся языковой политикой в области многоязычия.

С пленарными докладами выступили профессор Абхая Маурья, специалист по русскому языку, основатель университета английского и иностранных языков в г. Хайдарабаде, штат Теленгана в 2007-2010 гг. и А.А. Столяров, канд. ист. н., доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики факультета ФМОпИЗР ИАИ.

Работа конференции проводилась по 8 секциям:

  1. секция «Сообщество и идентичность» в которой были заслушаны доклады ученых, занимающихся вопросами изучения ассамской народной культуры и обычаев, далитской литературой в контексте освободительного движения далитов, кризисом идентичности чайных племен Ассама, эвентализации и коммерциализации племенной культуры, наличием небинарной гендерной идентичности в индийской традиции с особым упором на сообщество хиджра в Индии, ситуацией вокруг исчезающих языков коренных народов в России на примере дидойского языка, пересечением сообществ мигрантов и коренных народов и возникновение новых идентичностей и др.;
  2. В секции по экокритицизму обсуждались проблемы критического анализа коренной идентичности и экологического сознания, исследованию экокритических аспектов современных нарративов коренных народов, экологического дисбаланса и утраченных территорий и др.;
  3. в секции «Традиции, ритуалы и обычаи коренных народов» поднимались проблемы сохранения знаний и традиций коренных народов на примере культуры и обычаев оджибве, описывались божества-хранители коренных жителей Тулу Наду на примере легенды о Панджурли и Гулике в фильме «Кантхара» (2022), анализировались народные песни Гоалпария, социально-политической и культурной жизни племени Мишинг и др.;
  4. в секции «Литература и перевод» сравнивались переводы детской мировой литературы 1990-х гг. на ассамский язык, обсуждались проблемы двойного перевода: исследование ассамского перевода произведения Михаила Шолохова «Тихий Дон», перевод романа Моушуми Кандали «Женщины-черные маги», исследованием избранных стихов Камалы Дас как оружия для поднятия голоса против патриархального общества и поиска идентичности и др.;
  5. в секции «Ревитализация и документация языков» были представлены доклады по официальному признанию возрожденного шрифта Митей Майек в Манипуре, использованию мобильных гаджетов как инструмента для изучения английского языка и др.;
  6. в секции «Устная традиция, миф и история» доклады разнообразны: роль досуга в книге Наваба Ваджида Али Шаха «Авад: социологический рассказ об искусстве и политике, исследование устных традиций и истории Валли Маты из Катарагамы, второй жены лорда Сканды, изучение культурного контекста народных повествований племени кхаси, фольклор племени кхаси как нарратив и политика формирования идентичности по отношению к репрезентации ландшафта в стихах Кинфама Сингха Нонгкинриха и Десмонда Хармавфланга и др.;
  7. секция «Музыка и танцы коренных народов» посвящена вопросам балладного повествования о колониальном Ассаме, культурологического исследования имен биху у народа маран, племенного искусства и витализма и др.;
  8. в секции «Пищевые обычаи как культурная идентичность» обсуждалась кухня народа игбо на юго-востоке Нигерии, культура еды племени Мисинг, пищевая традиция маратхов, анализировалась еда народа равов, виды уличной еды в Калькутте, кухни Северо-Восточной Индии в развитии межкультурного взаимопонимания др.
  9. Представленные участниками доклады сопровождались актуальными вопросами, дискуссиями, дополнительными выступлениями, что способствовало активному обмену мнениями, опытом и результатами исследований. По окончании конференции участники сформулировали свои выводы в положениях итоговой резолюции конференции. Было принято решение о публикации лучших докладов участников конференции в профильных научных журналах, индексируемых в наукометрических базах.

Для справки:

Университет Гириджананды Чоудхури (GUC), Гувахати – государственный университет, основанный в 2022 году правительством Ассама. Он расположен в городе Гувахати в штате Ассам, Индия. Университет аккредитован Национальным советом по аккредитации (NBA). GUC предлагает программы бакалавриата, магистратуры и докторантуры по различным дисциплинам, включая инженерные, естественные, гуманитарные, социальные науки, менеджмент и многие другие. Договор о сотрудничестве между РГГУ и индийским технологическим университетом Гириджананды Чаудхури (г. Гувахати, штат Ассам) был подписан 9 сентября 2023 г. ректором проф. А.Б. Безбородовым и проф. Кандарпой Дас.

Организаторы:

  • Университет Гириджананды Чоудхури (г. Гувахати, штат Ассам, Индия)
  • Российский государственный гуманитарный университет Москва, Россия (РГГУ)
  • Кафедра зарубежного регионоведения и внешней политики Факультет международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения Историко-архивного института
  • Международный научный центр изучения Южной Азии
Дополнительные материалы:
2024-01-23-konferentsya_bulletin.pdf — 6391.9 Кб

Текст: МНЦ изучения Южной Азии РГГУ
Фото: МНЦ изучения Южной Азии РГГУ

Поделиться новостью в Телеграм!
Главное
читайте также
26 декабря 2024
Искусственный интеллект в образовании – нужен или нет?

Целесообразно ли использование искусственного интеллекта, вредит он или помогает? О нейросетях в сфере образования и способах контроля использования ИИ студентами.

24 декабря 2024
РГГУ и Фонд имени Ибн Сины подписали соглашение о сотрудничестве

Подготовка высококвалифицированных специалистов-востоковедов, изучение европейской и исламской правовых культур и взаимодействие в сфере права, сохранение исламских манускриптов – одни из основных направлений программы сотрудничества сторон на ближайшие два года.

23 декабря 2024
Глава Минобрнауки Валерий Фальков в интервью телеканалу «Россия 24» рассказал об итогах года в сфере высшего образования и науки

В уходящем году завершается нацпроект «Наука и университеты», цели которого были достигнуты. Активно проводилась и будет продолжена работа по привлечению молодежи в науку. Большое количество программ и проектов, посвященных созданию тесной связки университетов, научных институтов с предприятиями реального сектора экономики, продолжится в новых нацпроектах.

23 декабря 2024
Памяти Григория Васильевича Шумского

Ушел из жизни Григорий Васильевич Шумский, который более 15 лет возглавлял Правовое управление РГГУ и был удостоин Почетного звания «Заслуженный работник Российского государственного гуманитарного университета».

22 декабря 2024
Культурное наследие России: Интерактивный атлас коренных малочисленных народов страны

20 декабря в РГГУ состоялась стратегическая сессия «Роль цифровизации и искусственного интеллекта в сохранении языков и культур коренных народов России», посвящённая презентации и обсуждению «Интерактивного атласа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры».

21 декабря 2024
В Москве объявили победителей ХХI Всероссийского конкурса «Моя страна — моя Россия» до 18 лет

20 декабря объявили юных победителей ХХI сезона Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» – проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей». На участие в ХХI сезоне свои инициативы отправили более 50 тысяч человек. В финальный этап конкурса прошли 130 участников до 18 лет, призовые места заняли 36 авторов лучших проектов, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий.

20 декабря 2024
Общее будущее России и Африки

РГГУ представил в Госдуме результаты и дальнейшие планы сотрудничества с африканскими странами по социогуманитарной повестке в контексте курса России по развитию отношений с Африкой на период до 2030 года.

20 декабря 2024
Россия — Индонезия: 75 лет равноправного и взаимовыгодного партнёрства

Историю и перспективы стратегического, образовательного, научно-исследовательского и гуманитарного сотрудничества обсудили в РГГУ участники российско-индонезийской конференции, приуроченной к более чем полувековому юбилею дипотношений между двумя странами.

20 декабря 2024
«Технологии сами по себе нейтральны. Важно то, каким образом мы их используем», — Валерий Федоров, генеральный директор ВЦИОМ

«Почему в том числе говорю о мировоззренческом суверенитете? Потому что алгоритмы, принципы работы искусственного интеллекта закладывают, «…» пока и в основном, люди, ориентируясь на определённые ценности, язык, образы, культуру, понимание истории, традиции, на национальные особенности и интересы. Чтобы определять будущее, судьбу России, мы должны сами, самостоятельно создавать такие технологии», — из выступления Владимира Путина на международной конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта».

19 декабря 2024
Заседание учёного совета РГГУ: представлены Правила приёма на 2025 год

17 декабря в РГГУ прошло заседание учёного совета, на котором были представлены Правила приёма в РГГУ на 2025 год, созданы и реорганизованы учебно-научные подразделения университета, утверждён размер повышенной стипендии и вручены награды сотрудникам.