STUDENT MEDIA RGGU продолжает серию публикаций об истории твоего родного РГГУ. В нашей первой статье «Что мы о них знаем? Четыре имени, звучащих в РГГУ» мы рассказали о том, кто такие Александр Васильевич Чаянов, Иван Владимирович Цветаев, Лев Семенович Выготский и упомянули Альфонса Леоновича Шанявского. Сегодня мы подробнее поведаем историю возникновения Московского городского народного университета имени А.Л. Шанявского, какую роль сыграла жена создателя Лидия Алексеевна и как происходило обучение в начале ХХ века.
STUDENT MEDIA RGGU продолжает серию публикаций об истории твоего родного РГГУ. В нашей первой статье «Что мы о них знаем? Четыре имени, звучащих в РГГУ» мы рассказали о том, кто такие Александр Васильевич Чаянов, Иван Владимирович Цветаев, Лев Семенович Выготский и упомянули Альфонса Леоновича Шанявского. Сегодня мы подробнее поведаем историю возникновения Московского городского народного университета имени А.Л. Шанявского, какую роль сыграла жена создателя Лидия Алексеевна и как происходило обучение в начале ХХ века.
В начале ХХ века Альфонс Шанявский, генерал русской армии и колонизатор Дальнего Востока, завещал всё своё состояние на создание университета, открытого для всех: независимо от пола, вероисповедания и политической благонадёжности. Через несколько лет был основан Московский городской народный университет им. А.Л. Шанявского, в здании которого до сих пор студенты уже Российского государственного гуманитарного университета могут получить высшее образование независимо от своего социального или политического положения.
«Главной его мечтой всегда было все свои средства оставить на такое высшее учреждение, где могли бы свободно, без требования аттестатов зрелости и пр. учиться и мужчины и женщины, и русские и нерусские, одним словом, все, кто учиться желает» (Л. А. Шанявская).
Альфонс Леонович Шанявский вырос в семье польских дворян в родовом имении Шанявы Царства Польского. Для получения образования его отдали в коллегию, учрежденную для мальчиков из семейств, имеющих герб "Юноша-Шанявских". Вскоре появилось предписание российского императора Николая I об отправке одного мальчика из каждой польской семьи для образования в Россию. В 1846 году Альфонс уехал из Польши и был определен в Тульский кадетский корпус для малолетних. Учебу в нем Шанявский всегда вспоминал с большим трепетом. После окончания курсов, его перевели в Орловский корпус, затем – в Константиновское военное училище в Петербурге.
Альфонс Шанявский перешел в гвардию в Егерский полк, а позднее поступил в Академию Генерального штаба. По результатам обучения его приняли в Генеральный штаб, однако из-за проблем со здоровьем Шанявский был вынужден уехать из Петербурга и около десяти лет служил в Восточной Сибири.
В 1872 году Альфонс Шанявский женился на Лидии Родственной, активно занимавшейся проблемами образования. Она была одной из организаторов Курсов ученых акушерок при Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге: лично убедила министра Д. А. Милютина в необходимости открытия таких курсов. В 1882 году они закрылись, но в 1894 году возродились вновь как Женский медицинский институт, которому Альфонс Шанявский пожертвовал 120 тысяч рублей. Однако откуда у военного такие деньги?
После почти десяти лет службы в Сибири и на Дальнем Востоке, Альфонс Шанявский вышел в отставку в генеральском звании в возрасте 38 лет. Но вскоре получил известие об открытии золотых месторождений на Амуре. Шанявский снова отправился на Дальний Восток и провёл там три года, организуя частные прииски. Вернулся в Москву богачом, где в 1882 его приняли в состав местного дворянства.
Жена Шанявского Лидия Алексеевна родилась в Забайкалье, в семье начальника Нерчинских заводов и золотопромышленницы. Еще будучи совсем молодой, она стала владелицей золотых приисков в Амурской области, на притоках реки Зеи. Лидия была состоятельна, но не избалована. Всегда твердо верила в необходимость высшего образования для женщин. Она пожертвовала своей квартирой в Москве, стоимостью 50 тысяч рублей, чтобы открыть в Петербурге те самые первые в России четырехгодичные курсы для «юных акушерок». Они просуществовали десять лет. За это время свыше 900 женщин получили профессию врача. В 1882 году власти закрыли курсы, потому что «мужчин-докторов и так слишком много, а женщины-доктора вообще не нужны».
Альфонс Шанявский всегда ратовал за всеобщее образование, в чем нашел безусловную поддержку у своей жены Лидии. Объединив свои силы и сбережения, супруги добились повторного открытия Женского медицинского института в 1897 году. Главная заслуга в этом была именно Лидии Алексеевны, потому что Альфонс был уже сильно болен. Многие врачи того времени поддерживали эту идею и жертвовали крупные суммы денег. Однако именно взнос Шанявских в 300 тысяч рублей и еще 200 тысяч рублей по завещанию их бывшего компаньона П.В. Берга, позволили воплотить идею в жизнь.
Заботились супруги и о просвещении Сибири. На их средства (30 тысяч рублей) была построена гимназия в Благовещенске. Они приобрели 1000 десятин и выделили 1000 рублей на устройство сельскохозяйственной школы в Чите.
В 1905 году Альфонс Шанявский выступил с планом создания негосударственного учебного заведения. В нем могли бы получить высшее образование люди любых сословий, национальностей и образовательного уровня. В этом же году болезнь Шанявского сильно обостряется и все понимают, что ему осталось совсем немного. Главной мечтой военного была организация вольного, независимого от властей университета, в который мог поступить любой желающий, невзирая ни на что. После консультации со специалистом в вопросах образования, он жертвует большие суммы на будущий университет в Москве.
15 сентября 1905 года он отправляет заявление в Московскую городскую думу. В нем он просит принять в дар его дом на Арбате для устройства и содержания в нём или из доходов с него Народного университета.
Содержание письма:«...В нынешние тяжелые дни нашей общественной жизни, признавая, что одним из скорейших способов ея обновления и оздоровления должно служить широкое распространение просвещения и привлечение симпатии народа к науке и знанию этих источников добра и силы, я желал бы, по возможности, оказать содействие скорейшему возникновению учреждения, удовлетворяющего потребности высшего образования. Поэтому я прошу Московское городское общественное управление принять от меня, для почина, в дар городу Москве подробно описанное ниже недвижимое имущество, дом с землею для устройства в нем или из доходов с него народного университета...»
Альфонс Шанявский умер 7 ноября 1905 года от разрыва аорты.
Как оказалось, постановление городской думы не означало открытие университета. Тогда Лидия Шанявская взяла все в свои руки. Ей потребовалось не только 3 года напряжённой борьбы с бюрократией, но и огромная энергия, такт и светская дипломатия. Лидии стремились помогать и выдающиеся представители русской интеллигенции.
Власти стремились подчинить себе новый Народный университет. Они требовали его подотчетности, права ревизии учебных курсов и состава преподавателей. Лидия Алексеевна старалась этого не допустить, в противном случае, по завещанию ее мужа, если университет не откроется через 3 года после его смерти, все деньги должны перейти в Петербургский женский институт. Все закончилось благополучно: открытие состоялось ровно за один день до «срока». Первая лекция была прочитана 2 октября 1908 года.
В первом наборе 1908 года было 400 слушателей. В университете было два отделения: научно-популярное и академическое. На научно-популярном учились лица, не получившие среднего образования, а курс обучения занимал 4 года. На академическом отделении слушатели по собственному выбору проходили тот или иной полный университетский курс по циклам естественных и общественно-философских дисциплин, а курс обучения составлял 3 года. Также при университете работали курсы элементарных знаний для слабо подготовленных слушателей. На них готовили специалистов по местному самоуправлению, кооперативному, библиотечному, холодильному делу и т. п. Плата за посещение лекций — 45 рублей в год (сокращённый вариант — 30 рублей) — была доступна для широких слоёв населения.
«Поступил в Университет Шанявского на историко-философский отдел. Но со средствами приходится скандалить» — Сергей Есенин, письмо А. Г. Панфилову от 22 сентября 1913 года.
Учащиеся сами решали, какие лекции хотели бы прослушать — не было обязательных дисциплин, и каждый студент самостоятельно определял, чему хотел учиться.
Так как университет пользовался популярностью, правительство города решило выделить место для нового учебного заведения на Миусской площади. Раньше там, на малолюдной окраине города, располагались лесные склады. Весной 1910 г. Л. А. Шанявская пожертвовала на строительство 225 тысяч рублей, всего на постройку было отпущено 500 тысяч.
В 1911 году к Народному университету имени А.Л. Шанявского примкнуло большая группа преподавателей из Императорского Московского университета. Причиной тому был конфликт между профессурой Императорского Московского университета и министром народного просвещения Л. А. Кассо. Событие стало эпохальным для Народного университета.
В октябре 1912 г. обновленный Народный университет имени А.Л. Шанявского принял первых студентов. К тому времени их было уже более 3500! Всего в здании было 23 учебных класса, из них три — амфитеатры на 600 и по 200 человек. Шуховский остекленный колпак над большим амфитеатром сегодняшней центральной аудитории был оборудован управляемой электричеством шторой, которая за несколько минут превращала светлую аудиторию в кинозал. Большой амфитеатр в то время носил название «филармоническая аудитория» — в ней часто проходили открытые концерты университетского хора учащихся и преподавателей, а также лучших московских музыкантов. Проект здания был удостоен на проведённом в 1914 году Городской управой конкурсе лучших построек II премии и серебряной медали.
О выдающихся профессорах и известных выпускниках Московского народного государственного университета им. А.Л. Шанявского можно прочитать в нашей группе ВКонтакте .
В 1918 году университет был национализирован, управление перешло от попечительского совета к структурам Наркомпроса. В 1919-20 г. бывшее академическое отделение университета было объединено с факультетами МГУ, а научно-популяризаторское отделение вошло в состав Коммунистического университета имени Я. М. Свердлова, который и занял здание на Миусской. Затем там располагался его преемник — Высшая партийная школа при ЦК КПСС, о которой мы расскажем в продолжении нашей рубрики об истории РГГУ.
Фото: Pastvu.com, Александр Спиридонов – CC BY 3.0
Статья подготовлена Студенческим медиацентром РГГУ
Автор статьи: Локтионова Полина, студентка 3 курса бакалавриата Факультет журналистики
В Мастерской управления «Сенеж» прошёл Фестиваль наставников. Он объединил 50 талантливых наставников и 50 представителей лучших практик наставничества из 44 регионов России, которые стали победителями всероссийского конкурса «Наставничество».
15 декабря ушел из жизни Алексей Александрович Сельницин, один из ведущих специалистов по норвежскому языку в России.
Уважаемый Ефим Иосифович! От имени всего коллектива Российского государственного гуманитарного университета сердечно поздравляю Вас, дорогой Ефим Иосифович, с Юбилеем. Ваши выдающиеся заслуги в образовательной и исследовательской деятельности вдохновляют каждого из нас на новые трудовые достижения.
«Историко-архивный институт – это институт сохранения документального наследия. Сохранение этого наследия, включая книжную культуру, является важным аспектом охраны главного культурного богатства – национальной памяти», — Андрей Логинов.
«Министерство науки и высшего образования РФ планирует и дальше уделять особое внимание истории в медиапространстве, оказывать поддержку новым и уже состоявшимся медиапроектам, поддерживать молодых и талантливых людей в этой сфере», — обратился с приветственным словом к участникам заместитель директора Департамента информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки России Андрей Фризен.
«Сберечь традиционно высокий уровень гуманитарной подготовки в стенах Историко-архивного института и укрепить его лидирующие позиции в архивном образовании – принципиально важная для всех нас задача», — Сергей Нарышкин.
Укрепление молодёжной политики и развитие научного сотрудничества со странами СНГ обсуждается в РГГУ в рамках II Молодёжного форума славянских университетов, объединившего студентов, преподавателей, научных сотрудников из РГГУ и славянских вузов Белоруссии, Армении, Киргизии и Таджикистана.
О месте и роли проекта РГГУ «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры» в общей концепции языковой политики Российской Федерации, взявшей курс на сохранение языкового многообразия.
В преддверии открытия выставки и круглого стола в Доме РИО, посвящённых Историко-архивному институту РГГУ и развитию архивного образования в России, и.о. ректора вуза Андрей Логинов в интервью для сайта РИО рассказал о значении ИАИ для архивного дела страны, об уникальном здании на Никольской улице и многом другом.
О роли изучения истории и краеведения в патриотическом воспитании подрастающего поколения и шагах Российского государственного гуманитарного университета в этом направлении.