В конце 2023 года в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) открылся первый в стране науковедческий центр. По мнению организаторов, такие площадки позволят аудитории познакомиться с историей отечественной науки, оценить, как советские достижения повлияли на современную отрасль.
Какие исследования проводятся в Центре? Как изменился образ ученого с советских времен? И какими навыками должен владеть будущий историк?
Об этом мы поговорили с директором Центра истории российской науки и научно-технологического развития (Науковедческого центра) РГГУ, доктором исторических наук, профессором Евгенией Долговой.
— Как и для чего был создан Науковедческий центр? Что увидят его посетители?
— На встрече с Президентом России на II Конгрессе молодых ученых я выступила с инициативой о создании в вузах и научных организациях сети науковедческих центров, которые помогали бы изучать историю науки. Науковедческий центр в РГГУ учредили в качестве пилотного проекта по предложению Министерства науки и высшего образования.
Хотя Центр создан как научно-исследовательский, его работа нацелена и на преподавание, популяризацию истории науки. Чтобы выработать для этого общие подходы, в 2024 году мы намерены проводить всероссийские научные форумы и конференции. Например, запланировали своеобразный съезд-смотр науковедческих центров, с презентацией научных результатов и обсуждением основных направлений работы. Обсудим проблемы науковедения — междисциплинарной исследовательской отрасли, занимающейся изучением науки, ее структуры и динамики.
В работе Центра участвуют студенты, аспиранты, молодые ученые, вектор популяризации объединяет интересующихся историей российской науки. В апреле состоится пятая по счету Школа молодых ученых «Один день из жизни ученого: повседневность, коммуникации, смыслы», а осенью — школа «Наука в истории: эволюция научной мысли, идеи и авторы». При Центре работает лекторий «Российская наука в ее прошлом и настоящем». Это лишь некоторые из мероприятий Центра. Мы уверены, что он станет важной площадкой для взаимодействия и совместной научно-исследовательской работы представителей научных школ.
Одним из первых проектов стала коллективная монография «Наука большой страны: советский опыт управления», подготовленная в рамках инициативы «Работа с опытом». Книгу представили на площадке III Конгресса молодых ученых. Мы подготовили комплексное описание мер государственной политики по управлению научными исследованиями в СССР, постарались дать ответ на вопрос «была ли советская модель управления наукой успешной?». Удалось нам это или нет — судить читателю.
— Какими исследованиями сейчас занимаются в Центре?
— Мы изучаем, как формировалась советская научная индустрия, менялось научное сообщество, развивались масштабные проекты и как был организован труд исследовательских коллективов. Эта проблематика находится в центре длительного проекта «Советская наука как индустрия: кадры, инфраструктура, организационно-управленческие практики», а также в моей книге «Рождение советской науки: ученые в 1920–1930-е годы».
Сейчас сотрудники Центра готовят серию научных публикаций по советской научно-технической политике, наполняют базы данных по истории отечественного приборостроения, экспорту советских технологий.
Наконец, мы столкнулись с тем, что история советской науки, особенно в ее завершающий период 1980–1990 годов — это эмоциональный и открытый к субъективным оценкам информационный пласт. Важно сохранить его экспрессию, одновременно отделив эмоциональность от фактов. Мы готовим отдельный проект — своего рода «живой» архив с аудио- и видеоматериалами. Это серия интервью с руководителями структур управления научными исследованиями в СССР, отдельными учеными тех переломных лет — как лидерами направлений, так и начинающими исследователями.
— Как изменился образ ученого, на ваш взгляд? В чем разница между современным и советским исследователем?
— В советский период общественный интерес к научным открытиям был достаточно высоким. В немалой степени благодаря вниманию массовой культуры к профессии. Например, в советском кинематографе сложилась целая подборка образов — от рассеянного ученого-популяризатора, читающего лекции в рабочем клубе (агитфильм «Уплотнение» 1918 года) до одинокого и целеустремленного экспериментатора, физика Дмитрия Гусева из «Девяти дней одного года».
Фигура советского ученого выразительна — это немного рассеянный человек в очках и в потертом пиджаке, одержимый научной идеей, его не интересуют материальные блага, признание и слава.
Сейчас ученый стал более молодым и энергичным, интеллектуальным и ироничным, открытым к технологическим новинкам. Его образ почти всегда персонифицирован, однако интересно, что с профессией чаще ассоциируют имена не современников, а исследователей прошлых эпох — из советских ученых это Константин Циолковский, Петр Капица, Игорь Курчатов, Юрий Кнорозов… Это исторические персонажи. Полноценно проработанный образ современного ученого лишь формируется, сначала он должен утвердиться в культуре.
— Насколько легче ученому сегодня развиваться в своей сфере?
— Возможностей, конечно, больше. Как минимум, можно говорить об открытости научного пространства, быстром движении информации. Допустим, для историка важна оцифровка архивных документов, новые методы обработки исторических данных. В этом колоссальные преимущества по сравнению с советскими исследователями.
Например, сократился путь научной статьи от ее электронной публикации до читателя. В 1920–1930 годы доступ к зарубежной публикации получали через Бюро книгообмена ВОКС (Всесоюзное общество культурных связей с заграницей). Книги заказывались партиями, задерживались, терялись при пересылке. Сейчас доступ к тексту любой опубликованной статьи можно получить по подписке. Информационное поле расширилось, изменилась работа в библиотеках, архивах.
Совместительство в советской науке было практически невозможно, сейчас с этим намного проще; была некоторая уравнительность в заработной плате, в отличие от нынешней системы поощрения индивидуальной научной работы.
Однако есть и обратная сторона. В советской науке была особая культура коллективного научного труда — когда научный лидер чувствовал ответственность за судьбы своих сотрудников, а рядовой ученый ощущал связь с организацией и сообществом. В постсоветский период утверждался взгляд на ученых как «людей мира», реализующих свои индивидуальные и конкурентные научные траектории. В этом отношении индивидуализм в науке может привести к отказу от ответственности (в том числе за тех, кто тебе доверился — студентов и аспирантов). Это, на мой взгляд, разрушительно для этики профессии.
— Как сейчас исследуют историю науки в стране?
— В современных исторических исследованиях мы видим два разных подхода. Масштаб советской науки фокусирует внимание на изучении длинных трендов организационной научной политики: мы можем исследовать, как строились институты, разворачивалась советская научно-технологическая карта.
Такой подход использовали в инфографическом альбоме «Наука в СССР: о чем говорит статистика?». В нем мы впервые обобщили информацию Центрального статистического управления СССР за период с 1928 по 1988 годы. В этих материалах есть сведения о структуре научных организаций, формировании сети академий наук в республиках, численности научных кадров, их квалификационных характеристиках и так далее. Благодаря этим данным можно оценить масштабы и структуру сети научных организаций в СССР и его республиках, системе подготовки научных кадров.
Это — пример макроисторического исследования, на стыке истории и социологии науки. Однако для историка также важно понять, как в таких условиях менялся мир «маленького человека» — простого научного работника с его карьерными и социально-бытовыми проблемами. Это уже микроанализ, социальная история науки.
В свое время нам попались в архивах бюджетные исследования, которые провела в 1925 году Центральная комиссия по улучшению быта ученых. На четырех тысячах архивных листов содержались подробности о составе семей, обеспеченности жилищем, предметами культуры и быта, доходах и расходах семей научных работников различных городов СССР. Этот детальный анализ интересен с точки зрения ответа на вопрос «как жили советские ученые?».
Точка пересечения этих макро- и микросюжетов, некая игра исследовательской оптики — то приближение, то удаление ракурса — мне кажется интересной и перспективной. Эта тема близка науковедению, социологии и психологии науки.
— Какие исследования вам видятся наиболее интересными?
— Удивительно недооцененным является направление «История науки и техники». Это дисциплина на стыке гуманитарных, естественных и технических наук. Тема была очень популярна в СССР, ее актуализировали за рубежом в рамках междисциплинарных направлений Science and Technology Studies (STS — исследования науки и технологии) и History and Philosophy of Science (HPS — история и философия науки). Однако начиная с 1990-х годов дисциплину незаслуженно забыли и вытеснили из учебных планов.
Именно поэтому мы предложили создать сеть науковедческих центров в вузах и научных организациях. Специалисты-теоретики и исследователи-практики могли бы в них выработать совместные алгоритмы. Работа в этом направлении уже идет — как я уже отмечала, в ближайшее время состоится ряд профессиональных дискуссий-съездов, по итогам которых исследуют состояние отрасли и предложат конкретные шаги.
— Какими навыками нужно обладать будущему историку?
— Историк должен уметь работать с разными типами источников, оценивать их достоверность и релевантность для своего исследования. Можно сказать, что здесь он предстает как «чернорабочий», однако в этом и заключается преимущество — так можно реализовать весь цикл исследования.
Второй важный навык — способность анализировать, оценивать и критически подходить к информации, что необходимо в современном информационном обществе. Наконец, третий навык — умение делать анализ и интерпретацию исторических данных: не описывать факты, а строить логические связи и понимать суть происходивших процессов в широком историческом контексте. Беседовала Анна Шиховец
Текст: Анна Шиховец
Фото: Пресс-служба РГГУ,сайт Десятилетия науки и технологий в России
Российский государственный гуманитарный университет с прискорбием сообщает, что на 69-м году жизни после тяжёлой болезни скончалась Галина Михайловна Михалёва — выдающийся учёный, профессор РГГУ, доктор политических наук, общественный и политический деятель.
28 февраля 2025 г. сотрудники РГГУ передали на безвозмездной основе 275 книг из фонда «Научной библиотеки РГГУ» Донбасскому государственному университету юстиции.
27 февраля 2025 г. XVII съезд Союза писателей России избрал помощника президента, председателя Российского военно-исторического общества Владимира Мединского председателем Союза.
«Мы союзники, не просто партнёры. Сербия никогда не поменяет своё отношение к России, у власти находится человек, который никогда не предаст российско-сербское братство», — заместитель Правительства Республики Сербия Александр Вулин.
И.о. ректора РГГУ Андрей Логинов рассказывает о возможностях, которые открывает «Конкурс социальных архитекторов».
22–23 февраля 2025 г. состоялся заключительный этап Олимпиады РГГУ, участие в которой приняли школьники 9, 10 и 11-х классов из разных субъектов Российской Федерации, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Уважаемые друзья! Дорогие ветераны! Поздравляю вас с Днём защитника Отечества!
21 февраля состоялся праздничный концерт, посвящённый Дню защитника Отечества, в котором приняли участие студенты и преподаватели университета, а также Большой детский хор им. В.С. Попова.
Не останавливаемся на достигнутом: РГГУ продолжает заключать договоры о разноплановом сотрудничестве с университетами Китайской Народной Республики.
20 февраля в Зале учёного совета прошла научно-практическая конференция «Историческое образование и многообразие современного информационного пространства». Площадка объединила специалистов по современным цифровым технологиям и информационной безопасности, историков-исследователей широкого спектра, экспертов по стратегической аналитике и руководителей из образовательный среды.