РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


Искусственный интеллект в образовании – нужен или нет?
22.12.2024

Искусственный интеллект в образовании – нужен или нет?

Целесообразно ли использование искусственного интеллекта, вредит он или помогает? О нейросетях в сфере образования и способах контроля использования ИИ студентами.


20 декабря в рамках научно-практического форума «Цифровизация и этика искусственного интеллекта: теории, практики, агенты» состоялась стратегическая сессия «Искусственный интеллект в гуманитарных науках: этические пределы и образовательные практики», посвящённая актуальным проблемам развития и применения методов искусственного интеллекта в области социально-гуманитарных наук.

«В мире нет единой практики и понимания того, до какой степени можно разрешить студентам использовать искусственный интеллект. Моё мнение — это обязательно нужно делать. Но тогда важно установить пределы допустимого», — поделилась проректор по научной работе РГГУ Ольга Павленко в своём докладе «Искусственный интеллект в научных публикациях: опыт российских и зарубежных университетов».

Допустить или запретить использование ИИ в образовательной и научной средах — вопрос, споры вокруг которого не прекращаются. По словам Ольги Павленко, огромные возможности и безусловные плюсы использования нейросетей очевидны. Во-первых, это стилистическое и грамматическое редактирование текстов, которые можно применять, как и качественный машинный перевод, например, аннотаций. Во-вторых, искусственный интеллект открывает возможности библиографического поиска, которым активно пользуются не только студенты, но и профессора. Однако, помимо плюсов существует и такой феномен как «галлюцинация системы». По данным прошлогоднего исследования журнала Nature по запуску библиографического поиска через искусственный интеллект по 42-м темам, было выявлено, что по каждой из научных тем системой было сфабриковано от 18% до 55% названий монографий и библиографических описаний, которых в реальности не существует. Это указывает на необходимость отбора и перепроверки. Кроме того, психологи, занимающиеся психологией высшей школы, считают, что в ходе активного использования ИИ у студентов будет атрофироваться способность к критическому мышлению и критическому поиску, формироваться потребительское восприятие информации.

Наблюдая неоднозначность вопроса о пользе и вреде искусственного интеллекта в сфере образования, необходимость разработки единого свода правил становится очевидной. Как отмечает Ольга Павленко, не существует единых, общепринятых во всём мире критериев допустимой работы с нейросетями, каждый университет самостоятельно устанавливает рамки дозволенного. Например, сегодня при написании любой научной работы многие вузы и научные журналы требуют от автора указания на текстовый отрывок, сгенерированный при помощи ИИ, на использованную для генерации модель нейросети, дату обращения и цель, с которой сгенерированный машиной текст был добавлен в текст, написанный человеком.

«В феврале мы планируем представить на обсуждение университетского сообщества свой регламент работы с искусственным интеллектом. Надеемся, что в это обсуждение будут вовлечены и наши студенты, и наши профессора», — Ольга Павленко.

Помимо места и значения технологий искусственного интеллекта в научно-образовательной сфере в рамках дискуссии обсудили и последствия массового внедрения технологий искусственного интеллекта в образовательный и научный процесс, а также проблему авторства и прав на результат научной работы с использованием нейросетей и социально-гуманитарные области, в которых применение технологий искусственного интеллекта имеет наибольший потенциал. Отметим, что в сложившейся дискуссии активно участвовали и студенты, задавая вопросы и делясь собственным опытом работы с нейросетями.

Также, во время выступления с докладом «Перспективы использования искусственного интеллекта в сфере медиа мониторинга» директор Управления по развитию бизнеса группы «Интерфакс» Алексей Леонов поделился со студентами тремя главными факторами для разработки собственных информационных ресурсов, включающие в себя «создание удобоваримой базы данных, генерацию понятных аналитических моделей, например, индексов или графов и обучение искусственного интеллекта или нейромоделей конкретным паттернам поведения той области, для которой создавался этот ресурс». Однако, сколько бы не обсуждалась целесообразность разработки ИИ и его использования в разных сферах деятельности, он никогда не заменит человека.

«Мы уверены, что профессия аналитика никогда не вымрет, как сильно искусственный интеллект не разрастался бы», — Алексей Леонов.

    По завершении стратегической сессии участников мероприятия были запланированы мастер-классы:
  1. Анализ социально-политических процессов в новой цифровой среде;
  2. Нейросетевой инструментарий для анализа больших объёмов данных социальных медиа;
  3. Простейшая интеллектуальная информационная система анализа данных своими руками.

Текст: Департамент коммуникаций РГГУ
Фото: Александра Кучерова, Департамент коммуникаций РГГУ

Поделиться новостью в Телеграм!
Главное
читайте также
08 апреля 2025
Геноцид и память: РГГУ проводит международный конкурс работ о нацистской оккупации и её влиянии на народы СССР

Накануне празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне Российский государственный гуманитарный университет приглашает учащихся, преподавателей и научных сотрудников России и зарубежных стран принять участие в конкурсе научных работ на тему «Современное прочтение нацистского оккупационного режима на советской территории: геноцид народов СССР».

08 апреля 2025
Со спортом по жизни!

7 апреля 2025 г. в Зале Учёного совета состоялось подписание соглашений о сотрудничестве между Российским государственным гуманитарным университетом и спортивными лигами.

05 апреля 2025
Диалог с Китаем: в РГГУ состоялась презентация учебного пособия

В Российском государственном гуманитарном университете рассказали, как понимать Поднебесную: о языке, числительных, переговорах и дипломатической переписке.

05 апреля 2025
Диалог рождает истину: намечены основные направления сотрудничества РГГУ с турецкими вузами и Институтом им. Юнуса Эмре

4 апреля 2025 г. делегация Института им. Юнуса Эмре — Турецкого культурного центра в Москве — посетила Российский государственный гуманитарный университет и обсудила с руководством вуза основные треки взаимодействия по таким направлениям, как академический обмен, совместные исследования и публикации, научно-просветительские мероприятия и не только.

04 апреля 2025
Где учат тех, кто пишет законы?

Новый выпуск подкаста и.о. ректора РГГУ Андрея Логинова «Искусство поступать» с Сергеем Шахраем — директором Института правоведения РГГУ — о главных принципах становления высококвалифицированного юриста.

04 апреля 2025
«Чаяновские чтения» в РГГУ — 2025: Россия на пути к суверенной социальной экономике

2 апреля 2025 г. в Российском государственном гуманитарном университете состоялась международная научная конференция «Чаяновские чтения — 2025», организованная Институтом социально-экономических наук РГГУ. В ходе дискуссии эксперты обсудили вопросы о положении России на пути к суверенной социальной экономике.

03 апреля 2025
«Заговори, чтобы я тебя увидел»: стартовал проект «РГГУ — территория вежливости»

О том, как язык формирует мышление, каким образом речь влияет на социальный статус, карьеру и личную жизнь и почему важно поднимать уровень культуры.

03 апреля 2025
Поздравление и.о. ректора РГГУ Андрея Логинова в адрес ректора МГУ В.А. Садовничего с днём рождения

Уважаемый Виктор Антонович! От всей души поздравляю Вас с днём рождения!

03 апреля 2025
Утверждены правила выплаты президентской стипендии для студентов вузов

С 1 сентября 2025 г. размер ежемесячной президентской стипендии для студентов, курсантов и слушателей, обучающихся по программам высшего образования, вырастет до 30 тыс. рублей в месяц.

02 апреля 2025
Высшая школа Победы: пресс-конференция в МИЦ «Известия»

О патриотическом воспитании молодёжи, деятельности высших учебных заведений в военные годы и роли Российского государственного гуманитарного университета в формировании исторической памяти.