РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


«Детям до 2,5 лет…» Интервью с директором Института психологии им Л.С. Выготского, профессором Надеждой Владимировной Мазуровой
30.12.2022

«Детям до 2,5 лет…» Интервью с директором Института психологии им Л.С. Выготского, профессором Надеждой Владимировной Мазуровой


–  Расскажите о том, как начинался Ваш путь в науку?

– Начинался он достаточно незаурядно для психолога. Я закончила отделение сурдопедагогики дефектологического факультета. В период работы в интернате для глухих детей ощутила нехватку знаний в сфере психологии. Получила второе психологическое образование. Потом написала кандидатскую диссертацию о проблемах семьи глухих детей. Следующим этапом моей жизни стала работа в большой детской клинике в должности медицинского психолога. Я снова столкнулась с темой семьи, на этот раз уже семьи больного ребенка. Оказалось, что семьи с больными детьми лишены психологической поддержки. Спустя несколько лет, в своей докторской диссертации, я проанализировала, как родители реагируют на болезни ребенка и что можно сделать, чтобы им помочь справиться с этим стрессом. Тема психологии семьи стала для меня главной.

Сейчас очень остро на повестке дня стоит вопрос о понятиях «детское» и «взрослое», как бы вы описали эти два термина?

– Я думаю, их можно немного видоизменить и рассматривать в контексте «внешнее» и «внутреннее». Например, к «внешнему» можно отнести любые предметы нашего с вами обихода – одежду, мебель, еду, а к «внутреннему» - подход немного иной – это личность, внутренняя позиция человека.

Ребенок – это самая творческая, эмоциональная, свободная единица внутри человека. Взрослый всегда принимает рациональную позицию, однако не каждый в себе выращивает «взрослого». Понятия «детское» и «взрослое» не всегда можно категоризировать. На данный момент не существует критериев, которые разграничивают игрушки, фильмы, мультфильмы на «детские» и «взрослые» в этом состоит одна из проблем, требующих решения.

Один из новых проектов Института психологии им. Л.С. Выготского это проект по мультипликации, расскажите, в чем он заключается и почему это одно из самых перспективных направлений современной психологии?                          

– Все верно, на данный момент в Институте реализуется несколько проектов, посвященных развитию ребенка с самого раннего детства. Реализация проекта по мультипликациям связана также с работой одного из ведущих российских мультипликаторов – Юрия Борисовича Норштейна. В совместной статье «Мультики – это серьезно» (Журнал "Огонёк" №48 от 07.12.2020) были затронуты отнюдь не простые вопросы. В ходе исследования мы выявили, что на самом деле мультипликации сегодня не хватает определенных критериев оценки видеоряда. Именно это направление, мы совместно с АНО «Роскачество», планируем развивать и внедрить разработки с сферу изучения детского развития.

Если вы говорите о критериях мультипликации, значит должен ставиться закономерный вопрос возрастных ограничений на мультфильмах. Что же это такое и почему оно необходимо или, возможно, излишне?

– Необходимость обоснована детской физиологией и психологией. Ребенок рождается с незрелым мозгом, но, разумеется, мы все имеем какие-то задатки, которые взрослый человек должен увидеть и развить. На первом году ребенку важно видеть человеческое лицо, это лицо должно с ним взаимодействовать, выражать в ответ эмоции, передавать звуки с определенным речевым укладом и так далее. Основы речи также складываются на первом году жизни, ребенок слышит и видит, что говорят родители и пытается также сложить губы и сказать то же самое. Дальше мы должны показать образцы на уровне эталонов: герой поступил неправильно, понял, что нельзя так делать, и стал хорошим. Ребенку сначала нужно дать образец, который потом можно расширять и развивать. Образцы, безусловно, должны соответствовать характеру: «добрые» и «злые». Мы хотим определить критерии мультфильмов для того, чтобы родители понимали, что вредно, а что полезно для просмотра дошкольнику или младшему школьнику.

Маркирование мультфильмов «0+», ведь это достаточно условно, т.к. сейчас дети знают, что такое гаджеты с самого раннего возраста. Как настроить самого родителя, чтобы он не давал телефон ребенку как решение всех проблем?

– Да, это одна из первоочередных проблем в воспитании ребенка. Родители позволяют детям использовать гаджеты в раннем возрасте, не для обучения, а в первую очередь для того, чтобы решить свои проблемы. Существуют требования всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которые гласят, что детям до 2,5 лет недопустим никакой контент. Однако это лишь рекомендации, и почти никто их не соблюдает. Некоторые родители разрешают себе показать мультфильм ребенку, если видят маркировку «0+», что не очень правильно по своей сути. Задача педагогов, психологов, государства – это просвещение, и если мы, ученые-психологи, будем писать статьи, проводить обучающие передачи, определять общественное мнение, то огромную группу родителей нам удастся сориентировать в этом направлении и решить проблему условности подобного рода маркировок.

В современном мире многих волнует вопрос взаимоотношений «ребенок-родитель». Когда, по Вашему мнению, наступает момент, что родитель должен бить тревогу и обращаться к детскому психологу?

– Конечно же, лучше не доводить до того момента, когда нужно бить тревогу (улыбается). Когда родитель и ребенок рано попадают к специалисту, то они меньше сделают ошибок. Особенно важно обратиться к детскому психологу, когда зарождается личность ребенка в возрасте 2,5-3 лет, чтобы опытный специалист со стороны посмотрел, что с ним происходит и в каком направлении стоит сделать особые акценты. Затем около 6 лет, в подростковый этап, в момент профессионального определения.

Что ждет Институт психологии имени Л.С. Выготского в новом году и что бы Вы посоветовали молодым ученым, которые только начинают свой путь?

– Я уверена, что Институт психологии имени Л.С. Выготского ждут  очень интересные проекты. Мы собираемся разрабатывать настольные игры для дошкольников, школьников и подростков по истории России, работать с развитием ребенка раннего возраста и вырабатывать совместно другими факультетами Университета критерии мультипликации, что в перспективе вырастет в многоуровневое научно-практическое исследование. Также хочу анонсировать в будущем году серию открытых лекций приглашенных спикеров для всех студентов РГГУ по четвергам на 6-ой паре.

Молодым ученым я посоветую быть активными, уделять время своему многостороннему научному развитию. Если ребята действительно хотят начать свой профессиональный путь, то нужно брать за основу классику и заниматься прикладными исследованиями как можно усерднее (улыбается). Однако все это невозможно без любви к своей будущей профессии, поэтому главным пожеланием для будущих ученых – оставайтесь неравнодушными к тому, что делаете и достигнете вершин!

 

Разговор вели:
Григорий Галдилов,
Татьяна Белкина

 

Также по теме читай в Студенческом медиа РГГУ, «Журнал "8:45"»: «3+», «5+» – почему это важно?

https://m.vk.com/@eight_fortyfive-3-5-pochemu-eto-vazhno

Персоналии в новости: