О роли искусственного интеллекта в образовательном процессе, подмене критического мышления, идеологических играх и необходимости регулирования новых технологий.
8 апреля 2025 г. советник Президента Российской Федерации, научный руководитель Института научной информации и социального образования РГГУ Валерий Фадеев принял участие в заседании круглого стола «Угрозы искусственного интеллекта для образования и социальной сферы», которое прошло в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня».
Центральными темами обсуждения стали влияние искусственного интеллекта на систему образования, общественное сознание и ценностные ориентиры молодёжи.
«Мы стоим на пороге информационного идеологического бедствия. Российское общество пока недооценивает эту опасность», — выразил обеспокоенность Валерий Фадеев, отметив, что сегодняшние нейросети черпают свои «знания» преимущественно из источников, отражающих западную идеологию.
По мнению советника Президента, это прямым образом угрожает нашей культурной идентичности и влечёт за собой идеологическую дезориентацию молодёжи, так как системы ИИ способствуют формированию у школьников и студентов противоречащих отечественным историческим и культурным ценностям представлений об исторических фактах, устройстве мира и государственных границах.
Масштаб проблемы становится очевидным, если обратиться к статистическим данным. Согласно опросу Ассоциации организаторов студенческих олимпиад, 85% обучающихся в России активно используют нейросети, в том числе при написании курсовых и дипломных работ, что уже говорит о том, что современные школьники и студенты не приспособлены к классическому получению образования, включающему в себя поиск, чтение, анализ и критическое мышление. Молодёжь привыкла к быстрому потреблению короткой информации и воспринимает ИИ как авторитетный источник знаний.
«Нужен настоящий закон, необходим регулирующий орган, который мог бы сертифицировать доверенный искусственный интеллект и детский искусственный интеллект, применяемый в образовании», — поделился член СПЧ, предприниматель в сфере информационных технологий Игорь Ашманов, подчеркнув, что многие продукты на базе ИИ, например, умные колонки, позиционируются как детские игрушки. Однако, в отличие от других товаров, которые проходят сертификацию перед выходом в продажу, игрушки с искусственным интеллектом попадают в руки детей напрямую, минуя все этапы проверки.
По этой причине особое внимание в ходе дискуссии было уделено способам регуляции ИИ в образовательной и социальной сферах и необходимости выработки норм и стандартов, обеспечивающих безопасность и качество обучения.
Споры о целесообразности, эффективности, рисках и угрозах использования искусственного интеллекта в любой сфере человеческой деятельности ведутся давно. И хотя запятая пока ещё не нашла своего места в предложении «Запретить нельзя использовать», необходимость в разработке механизмов контроля искусственного интеллекта, способных обеспечить безопасное использование, очевидна.
Текст: Департамент коммуникаций
Фото: МИА «Россия сегодня»
Завершился первый этап программы повышения квалификации «Исторические исследования и современное информационное пространство».
Россия и Австрия 15 апреля отметили знаменательную дату - 70-летие подписания Московского меморандума, проложившего путь к австрийской независимости и закрепившего за Австрией политику постоянного нейтралитета. В честь этого знаменательного события в РГГУ состоялся круглый стол, объединивший историков России и Австрии, которые обсудили влияния документа на формирование послевоенного миропорядка в Европе, а также его актуальность для поиска ответов на вопросы развития российско-австрийского сотрудничества.
Российский государственный гуманитарный университет расширил свои образовательные границы на новых территориях.
В пресс-центре ТАСС прошла пресс-конференция, где обсудили роль науки в достижении Победы в Великой Отечественной войне, основные направления современных исторических исследований этого периода, а также мероприятия, которые будут проходить под эгидой Российской академии наук и научных организаций в год 80-летия Победы.
О специфике работы военного корреспондента, хайпе, рисках, ответственности, соблазнах, этических границах и моральном выборе.
Книжные новинки, литературные события, оживлённые дискуссии, писательский талант искусственного интеллекта и находчивость авторов.
11 апреля в Китайском культурном центре состоялось подведение итогов XIV Московского отборочного тура Всероссийского студенческого конкурса «Мост китайского языка», в котором приняли участие студенты РГГУ.
13 апреля в Зале Учёного совета состоялась церемония награждения победителей и призёров Олимпиады РГГУ, участие в которой приняли школьники 9, 10 и 11-х классов из разных субъектов Российской Федерации, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья.
13 апреля в РГГУ состоялся День открытых дверей для поступающих по программам магистратуры. Абитуриенты подробнее узнали об учебных подразделениях РГГУ, ознакомились с правилами приёма в Университет и задали представителям факультетов все интересующие вопросы.
12 апреля в Российском государственном гуманитарном университете состоялся финал городского конкурса юных экскурсоводов «Путешествие по Москве» в секции «Лучший школьный экскурсионный офис». Целью конкурса является вовлечение молодёжи в работу по формированию среды туризма и гостеприимства в столице.