10 июня состоялся межвузовский круглый стол магистрантов «Конкурентная и антимонопольная политика как регулятор экономики», организованный кафедрой теоретической и прикладной экономики (ЭФ ИЭУП).
Новая экономическая реальность, в которой оказалась мировая экономика, характеризуется усилением конкурентной политики как комплекса мер, нацеленного на формирование новой институциональной среды инновационного развития и сдерживание инфляции, что сегодня демонстрируют практически все экономически развитые страны. Убедиться в этом позволило обращение к анализу особенностей современной конкурентной и антимонопольной политики разных стран.
В работе круглого стола приняли участие магистранты и преподаватели кафедры теоретической и прикладной экономики ИЭУП РГГУ, а также магистранты МГПУ.
Заседание круглого стола открыл заведующий кафедрой профессор Виталий Умнов, который отметил важность и научно-практическую значимость рассматриваемых вопросов, а также подчеркнул, что за каждым выступлением стоит кропотливая исследовательская работа, которую проделали магистранты в целях сбора, систематизации и трактовки полученного материала.
Главной целью круглого стола было обсуждение результатов анализа информации для создания портрета универсального антимонопольного ведомства современного государства, его проблемного поля, а также программы содействия конкуренции.
Модератор круглого стола доцент Ольга Дмитриева особо отметила, что широкий подход к конкурентной политике как мерам государства включает, с одной стороны, разработку и контроль за исполнением антимонопольного законодательства для обеспечения свободной конкуренции, а, с другой, - реформирование регулируемых отраслей с естественно-монопольным компонентом. Причем если антимонопольная политика носит достаточно общий и защитный характер, то меры по усилению конкуренции в различных отраслях, хотя и обладают сходными чертами, отражают технологические и институциональные, отраслевые и национальные особенности. В этой второй части меры по развитию конкуренции относятся к активным направлениям экономической политики.
Выступающие показали, что развитие конкурентной политики началось с антимонопольного законодательства, которое в большинстве стран пришлось на вторую половину ХХ в., хотя в Канаде и США первые законы (закон Шермана - «Хартия экономической свободы) были приняты еще в 1889-1890-х гг. Заложенные основы антимонопольного законодательства в дальнейшем получили значительное развитие, что было связано с созданием специальных антимонопольных ведомств.
С середины ХХ в. разрабатывались стимулы для конкуренции и механизмы их защиты как процедуры. Они закреплялись в подведомственных актах по содействию развития бизнеса. Магистранты показали, что общие компоненты конкурентной политики включают меры, нацеленные на предотвращение недобросовестной конкуренции, снижение административных ограничений для бизнеса, антикоррупционные меры, а также совершенствование судебной системы.
Среди особенностей отдельных стран выступающие выделяли исторический аспект в развитии национальных подходов к решению вопросов развития конкуренции; создание органов антимонопольной службы с обозначением вменяемых ему функций, ранг их руководителя (министра или вице-премьера); этапов принятия законодательных актов; государственных программ по конкуренции с учетом их реализации и особенностей; количество уголовных дел, ежегодно открываемых: какого рода эти дела, величины штрафов, сроки тюремных заключений и пр.
Канада: Канадское законодательство в области конкурентной политики представляет собой эффективный пример позитивного воздействия на экономику страны комплекса мер по демонополизации. Между тем в Законе о конкуренции (1986) представлено защитное начало с четко прописанным разделением на уголовную и административную ответственность, а также программа иммунитета, защищающая от уголовного преследования. Решение о его предоставлении принимает генеральный прокурор (А. Гореликов).
США: Гос. органы допускают слияние крупных компаний, только если это усиливает их конкурентоспособность на мировом рынке. Государство поддерживает олигопольную структуру рынка. Для влияния на конкурентную и антимонопольную политику государства широко используется лоббизм, который только в 2021 г. оценивается в $4 млрд (И. Пустовитов).
Германия: Стоя на позиции «социального рынка» государство старается оказывать равную помощь всем типам бизнеса. Поэтому конкурентная и антимонопольная политика Германии является достаточно сбалансированной и гибкой: с одной стороны, запрещаются картели и приводящие к доминированию одной фирмы на рынке слияния и поглощения, с другой стороны, допускаются антиконкурентные соглашения в случае, если они способствуют повышению благосостояния и удовлетворению потребностей (А. Гуркова)
Франция: Особенность конкурентного права Франции - неоднородность правового регулирования отдельных конкурентных институтов. Так, весьма тщательно ведется государственный контроль за ценами. В то же время большинство вопросов недобросовестной конкуренции не строго контролируются, исходя из общих положений Гражданского кодекса и международных нормативных актов (Е. Кузнецова).
Япония: Особенностью конкурентной и антимонопольной политики Японии, тяготеющей к модели США, является её антагонизм к устойчивым японским представлениям, согласно которым монополистические формы предприятий являются наиболее эффективными. В Японии высокий уровень монополизации экономики обусловлен жестким уровнем взаимозависимости компаний. Антимонопольный орган (Комиссия по справедливой торговле), контролируя соблюдение антимонопольного закона, может рассматривать неконкурентные аргументы при принятии решений (что свидетельствует о необходимости ослабления ограничений. Н. Полунина).
Сингапур: История развития Сингапура опирается на привлечение иностранного капитала и регулирование в основном иностранных предприятий и компаний. Отличает Сингапур от остальных стран то, что вначале зародилась конкурентная политика, т.к. она была неразрывно связана со стратегией развития экономики и государства в целом, а позднее, как следствие, возникла антимонопольная политика (М. Дружинец).
Южная Корея: Корейская экономика после окончания Второй мировой войны была долгое время связана с полным государственным регулированием, которое было промонопольным – монополиям предоставлялись приоритетное субсидирование, налоговые и другие льготы через банки, которые контролировались ими на определённых условиях. … Сегодня антимонопольное законодательство в Корее сконцентрировано на выявлении сговоров на торгах, которые запрещены, и картелей с международным участием (Е. Лилеева).
Бразилия: Антимонопольный орган SDBC в июле 2021 г. сформирован Административным советом по экономической защите (CADE) и Секретариатом по повышению производительности и защите конкуренции (SEPRAC). Он выполняет 3 основные функции: превентивную, репрессивную и воспитательную. Превентивную - анализирует слияния и другие акты экономической концентрации крупных компаний, которые ставят тем самым под угрозу свободную конкуренцию; репрессивную - расследует, а затем преследует картели и другие типы организаций, которые наносят ущерб свободной конкуренции; образовательная - воспитывает в обществе культуру свободной конкуренции (Т. Харитонова).
Подводя итоги модератор мероприятия О.А. Дмитриева подчеркнула, что круглый стол позволил продемонстрировать не только умение найти нужную информацию, обобщить ее, но и представить в компактном и логично выстроенном порядке с обозначением своей точки зрения и опорой на приведенные аргументы и факты.
В целом участники положительно оценили заседание круглого стола, подчеркнули заинтересованность, поскольку проведение подобных мероприятий позволяет расширить навыки представления результатов исследования посредством публичного обсуждения и дискуссии и выйти на обобщение информации в рамках общего проекта.
23 декабря 2024 г. в РГГУ прошла очередная встреча СНО «Маркетинг и реклама в спорте» на тему «Организация и проведение спортивных мероприятий».
5 декабря 2024 г. прошло открытое занятие совместной программы РГГУ и Нетологии «Проектный менеджмент» по предмету «Этика и культура управления». Спикером мероприятия выступила эксперт курса Наиля Халилова.
12 декабря 2024 г. в рамках постоянно действующего научно-методологического семинара «Новая парадигма экономической теории», организованного Институтом экономики, управления и права РГГУ, выступил с докладом «Кризис неоклассической парадигмы и циклические закономерности смены ортодоксии в экономической теории» профессор кафедры экономической теории Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Сергей Александрович Толкачев.
28 октября 2024 года состоялось заседание студенческого научного кружка «Всемирной истории управленческой мысли» на тему «Деловые культуры в международном бизнесе».
5 декабря 2024 г. в Институте экономики, управления и права РГГУ прошли «VII Гастевские чтения», посвящённые 100-летию II Всесоюзной конференции по научной организации труда.
5 декабря 2024 г. в Зале Ученого Совета состоялось совместное заседание студенческого научного кружка по «Всемирной истории управленческой мысли» и молодежной секции VII Гастевских чтений, посвященных 100-летию Второй Всероссийской конференции по НОТ.
29 ноября 2024 г. в МГУ им. М.В. Ломоносова прошёл Форум «Мировая политика: возвращение нарративов прошлого». От РГГУ в мероприятии принял участие преподаватель кафедры национальной и мировой экономики экономического факультета ИЭУП РГГУ Даниил Андреевич Потапов.
28 ноября 2024 г. с докладом «Российская экономическая наука сквозь призму истории РГГУ (деятельность М.Г.Н. Университета им. А.Л. Шанявского)» выступил д.э.н., лауреат премий им. Н.Д. Кондратьева и В. Леонтьева, приглашённый профессор РГГУ П.Н. Клюкин.
28 ноября в 18-30 в аудитории 518 (б) центрального корпуса состоялось заседание студенческого научного кружка по «Всемирной истории управленческой мысли», посвященное деятельности БРИКС.
26 ноября 2024 г. в РГГУ прошло очередное заседание СНО «Секция «Маркетинг и реклама в спорте», посвящённое спортивной статистике и аналитике.