10 июня состоялся межвузовский круглый стол магистрантов «Конкурентная и антимонопольная политика как регулятор экономики», организованный кафедрой теоретической и прикладной экономики (ЭФ ИЭУП).
Новая экономическая реальность, в которой оказалась мировая экономика, характеризуется усилением конкурентной политики как комплекса мер, нацеленного на формирование новой институциональной среды инновационного развития и сдерживание инфляции, что сегодня демонстрируют практически все экономически развитые страны. Убедиться в этом позволило обращение к анализу особенностей современной конкурентной и антимонопольной политики разных стран.
В работе круглого стола приняли участие магистранты и преподаватели кафедры теоретической и прикладной экономики ИЭУП РГГУ, а также магистранты МГПУ.
Заседание круглого стола открыл заведующий кафедрой профессор Виталий Умнов, который отметил важность и научно-практическую значимость рассматриваемых вопросов, а также подчеркнул, что за каждым выступлением стоит кропотливая исследовательская работа, которую проделали магистранты в целях сбора, систематизации и трактовки полученного материала.
Главной целью круглого стола было обсуждение результатов анализа информации для создания портрета универсального антимонопольного ведомства современного государства, его проблемного поля, а также программы содействия конкуренции.
Модератор круглого стола доцент Ольга Дмитриева особо отметила, что широкий подход к конкурентной политике как мерам государства включает, с одной стороны, разработку и контроль за исполнением антимонопольного законодательства для обеспечения свободной конкуренции, а, с другой, - реформирование регулируемых отраслей с естественно-монопольным компонентом. Причем если антимонопольная политика носит достаточно общий и защитный характер, то меры по усилению конкуренции в различных отраслях, хотя и обладают сходными чертами, отражают технологические и институциональные, отраслевые и национальные особенности. В этой второй части меры по развитию конкуренции относятся к активным направлениям экономической политики.
Выступающие показали, что развитие конкурентной политики началось с антимонопольного законодательства, которое в большинстве стран пришлось на вторую половину ХХ в., хотя в Канаде и США первые законы (закон Шермана - «Хартия экономической свободы) были приняты еще в 1889-1890-х гг. Заложенные основы антимонопольного законодательства в дальнейшем получили значительное развитие, что было связано с созданием специальных антимонопольных ведомств.
С середины ХХ в. разрабатывались стимулы для конкуренции и механизмы их защиты как процедуры. Они закреплялись в подведомственных актах по содействию развития бизнеса. Магистранты показали, что общие компоненты конкурентной политики включают меры, нацеленные на предотвращение недобросовестной конкуренции, снижение административных ограничений для бизнеса, антикоррупционные меры, а также совершенствование судебной системы.
Среди особенностей отдельных стран выступающие выделяли исторический аспект в развитии национальных подходов к решению вопросов развития конкуренции; создание органов антимонопольной службы с обозначением вменяемых ему функций, ранг их руководителя (министра или вице-премьера); этапов принятия законодательных актов; государственных программ по конкуренции с учетом их реализации и особенностей; количество уголовных дел, ежегодно открываемых: какого рода эти дела, величины штрафов, сроки тюремных заключений и пр.
Канада: Канадское законодательство в области конкурентной политики представляет собой эффективный пример позитивного воздействия на экономику страны комплекса мер по демонополизации. Между тем в Законе о конкуренции (1986) представлено защитное начало с четко прописанным разделением на уголовную и административную ответственность, а также программа иммунитета, защищающая от уголовного преследования. Решение о его предоставлении принимает генеральный прокурор (А. Гореликов).
США: Гос. органы допускают слияние крупных компаний, только если это усиливает их конкурентоспособность на мировом рынке. Государство поддерживает олигопольную структуру рынка. Для влияния на конкурентную и антимонопольную политику государства широко используется лоббизм, который только в 2021 г. оценивается в $4 млрд (И. Пустовитов).
Германия: Стоя на позиции «социального рынка» государство старается оказывать равную помощь всем типам бизнеса. Поэтому конкурентная и антимонопольная политика Германии является достаточно сбалансированной и гибкой: с одной стороны, запрещаются картели и приводящие к доминированию одной фирмы на рынке слияния и поглощения, с другой стороны, допускаются антиконкурентные соглашения в случае, если они способствуют повышению благосостояния и удовлетворению потребностей (А. Гуркова)
Франция: Особенность конкурентного права Франции - неоднородность правового регулирования отдельных конкурентных институтов. Так, весьма тщательно ведется государственный контроль за ценами. В то же время большинство вопросов недобросовестной конкуренции не строго контролируются, исходя из общих положений Гражданского кодекса и международных нормативных актов (Е. Кузнецова).
Япония: Особенностью конкурентной и антимонопольной политики Японии, тяготеющей к модели США, является её антагонизм к устойчивым японским представлениям, согласно которым монополистические формы предприятий являются наиболее эффективными. В Японии высокий уровень монополизации экономики обусловлен жестким уровнем взаимозависимости компаний. Антимонопольный орган (Комиссия по справедливой торговле), контролируя соблюдение антимонопольного закона, может рассматривать неконкурентные аргументы при принятии решений (что свидетельствует о необходимости ослабления ограничений. Н. Полунина).
Сингапур: История развития Сингапура опирается на привлечение иностранного капитала и регулирование в основном иностранных предприятий и компаний. Отличает Сингапур от остальных стран то, что вначале зародилась конкурентная политика, т.к. она была неразрывно связана со стратегией развития экономики и государства в целом, а позднее, как следствие, возникла антимонопольная политика (М. Дружинец).
Южная Корея: Корейская экономика после окончания Второй мировой войны была долгое время связана с полным государственным регулированием, которое было промонопольным – монополиям предоставлялись приоритетное субсидирование, налоговые и другие льготы через банки, которые контролировались ими на определённых условиях. … Сегодня антимонопольное законодательство в Корее сконцентрировано на выявлении сговоров на торгах, которые запрещены, и картелей с международным участием (Е. Лилеева).
Бразилия: Антимонопольный орган SDBC в июле 2021 г. сформирован Административным советом по экономической защите (CADE) и Секретариатом по повышению производительности и защите конкуренции (SEPRAC). Он выполняет 3 основные функции: превентивную, репрессивную и воспитательную. Превентивную - анализирует слияния и другие акты экономической концентрации крупных компаний, которые ставят тем самым под угрозу свободную конкуренцию; репрессивную - расследует, а затем преследует картели и другие типы организаций, которые наносят ущерб свободной конкуренции; образовательная - воспитывает в обществе культуру свободной конкуренции (Т. Харитонова).
Подводя итоги модератор мероприятия О.А. Дмитриева подчеркнула, что круглый стол позволил продемонстрировать не только умение найти нужную информацию, обобщить ее, но и представить в компактном и логично выстроенном порядке с обозначением своей точки зрения и опорой на приведенные аргументы и факты.
В целом участники положительно оценили заседание круглого стола, подчеркнули заинтересованность, поскольку проведение подобных мероприятий позволяет расширить навыки представления результатов исследования посредством публичного обсуждения и дискуссии и выйти на обобщение информации в рамках общего проекта.
10 февраля состоялся Мастер-класс «Твоя образовательная траектория» для обучающихся по направлению подготовки Менеджмент, направленности «Проектный менеджмент».
Для обучающихся 1 курса факультета управления по направлению подготовки Менеджмент, направленности «Проектный менеджмент» 19 февраля была организована экскурсия «РГГУ: история, легенды, люди», которую провела доцент кафедры управления Горелова Светлана Игнатьевна.
25 февраля 2025 г. в РГГУ прошло очередное заседание СНО «Маркетинг и реклама в спорте» на тему «Сотрудничество и партнёрство как способ маркетинговых коммуникаций в спортивной сфере».
19 февраля 2025 г. консалтинговая кадровая компания Manpower провела для студентов факультета управления Института экономики и управления РГГУ мастер-класс «Искусство подбора персонала: от резюме до успешного найма».
10 февраля 2025 г. в рамках проекта «100 дат российской идентичности» преподаватели кафедры национальной и мировой экономики экономического факультета ИЭиУ РГГУ прочли открытую лекцию «Россия и её роль в международной безопасности и контроле над вооружениями».
18 января 2025 г. состоялась дискуссия на тему: «Современные методы и инструменты оценки эффективности управления российскими корпорациями». Модераторами круглого стола выступили Шишкова Г.А., канд. тех. наук, руководитель ОПОП «Корпоративное управление и устойчивое развитие бизнеса» и Артемов О.Ю., канд. ист. наук, руководитель ОПОП «Корпоративное управление».
24 декабря 2024 г. в РГГУ прошёл студенческий квиз «Традиции Нового года и Рождества». Мероприятие было организовано кафедрой маркетинга факультета управления ИЭУП РГГУ с целью формирования у обучающихся компетенций в сфере событийного маркетинга, а также для расширения знаний в области культурных традиций и обычаев народов мира.
23 декабря 2024 г. в РГГУ прошла очередная встреча СНО «Маркетинг и реклама в спорте» на тему «Организация и проведение спортивных мероприятий».
5 декабря 2024 г. прошло открытое занятие совместной программы РГГУ и Нетологии «Проектный менеджмент» по предмету «Этика и культура управления». Спикером мероприятия выступила эксперт курса Наиля Халилова.
12 декабря 2024 г. в рамках постоянно действующего научно-методологического семинара «Новая парадигма экономической теории», организованного Институтом экономики, управления и права РГГУ, выступил с докладом «Кризис неоклассической парадигмы и циклические закономерности смены ортодоксии в экономической теории» профессор кафедры экономической теории Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Сергей Александрович Толкачев.