Новый номер «Трансцендентального журнала» посвящен вопросам трансцендентальной теологии и трансцендентальной традиции осмысления религии в целом
Среди авторов номера 6 человек работают на философском факультете РГГУ.
Предлагаемые читателю статьи освещают различные аспекты этого направления, от атрибутации признаков трансцендентальной теологии, анализа ее возможности и эффективности, сквозь ряд ее исторических версий вплоть до положений и методологических проблем ранней феноменологии религии и феноменологической аксиологии. Номер открывается статьями Л.Э. Крыштоп и С.Л. Катречко, посвященными особенностям кантовской трансцендентальной теологии и применимости трансцендентального метода исследования к вопросам постижения Божественной сущности.Историческая судьба кантовской трансцендентальной теологии отражена в публикации А.В. Лызлова, посвященной критике теологических взглядов Канта его современником И.Г. Гаманом. Также полемикой с трансцендентальной философией Канта в целом наполнена работа «Научный теизм» (Scientific Theism, 1885) Ф.Э. Эббота, перевод фрагментов которой и вступление к ним выполнены А.В. Думовым. Важную часть трансцендентального подхода к осмыслению религии составляет анализ априорных и апостериорных предпосылок религиозного сознания и познания Бога. На примере философии Ф.В.Й. Шеллинга А.Б. Паткулем показана трансцендентальная диалектика позитивного и негативного полагания Бога, в результате чего негативная философия предстает как априоризм эмпирического, а позитивная — как эмпиризм априорного полагания Бога. Трансцендентальная теология ставит вопросы о ния, т.е. о способах помыслить Бога. Развитию проблематики Высшей Сущности в неразрывной связи с вопросами о возможностях и видах человеческого познания в трансцендентальном томизме Карла Ранера и в работах феноменологов религии голландской школы посвящена статья С.А. Коначевой, Для последних актуальны не только проблемы религиозного опыта и анализ религиозных переживаний, но и выработка методологических подходов к изучению последних, что показано в статье А.А. Мёдовой и П.А. Мишагина. Логическим завершением содержательной траектории данного выпуска, начатой в статье Л.Э. Крыштоп «Трансцендентальная теология Канта», является исследование А.В. Логинова, П.И. Великанова и Я.Г. Янпольской, освещающее феноменологическую аксиологию М. Шелера и Н. Гартмана. Эта аксиология направлена на интуитивное постижение универсальной онтологической иерархии ценностей в особых интенциональных актах сознания. «Материальное априори» М. Шелера, восходящее к сущностям и непосредственно данное в созерцании, противостоит рациональному логическому познанию и представляет собой новый способ полагания священного. Его можно назвать противоположной, по отношению к кантовскому подходу, точкой движения «маятника» трансцендентальной теологии. Номер завершается полемическим материалом С.Л. Катречко и С.А. Борчикова «Дискуссия о теологии как науке».
Для ознакомления с журналом https://ras.jes.su/transcendental/issue.2023.4.11.3
Текст: философский факультет
Фото: философский факультет