РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


Участие преподавателей ФФ РГГУ в «X Аверинцевских чтениях»
27.02.2023

Участие преподавателей ФФ РГГУ в «X Аверинцевских чтениях»

С 20 по 21 февраля 2023 года в РГПУ им. А. И. Герцена прошла научная конференция с международным участием «Слово, образ, символ. Метод Сергея Аверинцева в современной гуманитарной науке»в которой приняли участие преподаватели философского факультета РГГУ.


Конференция посвящена одному из самых выдающихся русских филологов, культурологов, библеистов и богословов ХХ века, Сергею Сергеевичу Аверинцеву. Осмысление наследия и метода Аверинцева сосредоточилось на конференции вокруг понятий «слово, образ, символ». Организаторами «X Аверинцевских чтений» выступли Герценовский университет, Российской государственный гуманитарный университет и Свято-Филаретовский институт.

После открытия конференции деканом филологического факультета Алексеем Львовичем Вольским,  приветственное слово было сказано проректором по научной работе и инновационной деятельности Герценовского университета Светланой Анатольевной Писаревой, директором фундаментальной библиотеки Нателлой Нодарьевной Квелидзе-Кузнецовой, деканом философского факультета РГГУ Светланой Александровной Коначевой, ректором Свято-Филаретовского института Алексеем Борисовичем Мазуровым.

Светлана Александровна Коначева, доктор философских наук, профессор, декан философского факультета РГГУ пердставила тему «Проблема метода в современной герменевтической философии религии», анализируя метод Аверинцева в проблемном поле современной гуманитарной науки. Светлана Александровна поставила вопрос о границах научного знания в контексте философии религии: «Один из вопросов, который возникает в современной гуманитарной науке – это вопрос о том, насколько порождение и трансляция «инонаучных» смыслов может быть рассмотрено как метод понимания.   Философия религии позволяет поставить этот вопрос особенно остро. В рамках феноменологической герменевтики речь идет о философии религии не  как о «философии родительного падежа», но как о целостном философствовании. И начало этого подхода представлено в ранних  работах Мартина Хайдеггера. Путь Хайдеггера выступает как «путь от теории к жизни», что можно так же проследить в мысли Аверинцева. Путь «от теории к жизни» позволяет нам увидеть, что несмотря на то, что общепринятым горизонтом научности является теоретическая установка, возникает вопрос – действительно ли тотальная теоретическая установка настолько всеохватывающа? Возможно, философия могла бы обрести намного более фундированный горизонт через конкретность и непосредственное осуществление жизни, которую невозможно понять научно? Хайдеггер предлагает позволить «править» жизни в ее изначальности, и не применять к жизни теоретическую познавательную установку, рискуя упустить ее из виду. Это преодоление примата теоретического и обращение к изначальной дотеоретической сфере  позволяет стать философии религии наукой о фактичной жизни».

Светлана Александровна сравнивает интенцию к исследованию мистического опыта у Аверинцева и раннего Хайдеггера: «Новый методический подход призван выявить исходный характер жизни, который может постигаться исключительно из нее самой. Хайдеггер стремится противопоставить религиозной метафизике непосредственное религиозное миропереживание еще в раннем курсе «Философские основания религиозной мистики». Сергей Сергеевич Аверинцев так же неоднократно обращался к текстам мистической традиции и мистической проблематикой в исследованиях и в поэзии». В заключении был сделан вывод, что параллели между подходом к религии Хайдеггера и Аверинцева можно обнаружить в том, что такой тип размышления «возникает из нашей собственной исторической ситуации и фактичности, мы не говорим о религии, но исходя из опыта феноменов, на допонятийном уровне решаемся быть «религиозными», начиная оттуда, где мы собственно есть».

Алексей Васильевич Лызлов, кандидат психологических наук, доцент кафедры современных проблем философии РГГУ, выступил с докладом «Литературное слово, соотнесённое с историей через человека».

«Наша задача не максимально объективно изложить, что писал Аверинцев, а вступить с ним в живой диалог. И этот диалог крайне важен и для понимания того, как сам Сергей Сергеевич работал, потому что его научный труд это не только раскрытие того, что «объективно содержится» в тех или иных текстах – но разговор с мыслителем. Это очень наглядно видно в его статье, посвященной проблеме смеха у Бахтина. О человеке можно говорить очень по-разному, очень много философских абстрагирующих работ посвящено абстрактно сконструированному человеку – человеку «вообще», его природе. У Аверинцева человек конкретно-историчен, он живет в истории не как в чем-то «внешнем». Человек как живая личность одновременно формируется в истории и оказывается не «внешним», а самым «внутренним образом» причастным ей, оказывается эту историю созидающим элементом. Таким образом, мышление оказывается не только продуктом, но и источником исторической ситуации» - заметил Алексей Васильевич в своем докладе.

Посмотреть видео пленарного заседания, работы секций и круглого стола можно на канале Свято-Филаретовского института.