Кандидат психологических наук, доцент кафедры современных проблем философии РГГУ Алексей Васильевич Лызлов рассказал про ценности в контексте философии Сёрена Кьеркегора в подкасте проекта «Настоящие ценности будущего»
Ведущий программы – прот. Павел Иванович Великанов, эксперт Федерального центра гуманитарных практик, руководитель лаборатории аксиологических исследований РГГУ, доцент МГППУ и Московской духовной академии.
П. И. — Кьеркегор это один из самых загадочных и неординарных мыслителей, который, с одной стороны, считается философом не «первого плана», однако, с другой стороны, по значимости и мощному импульсу, который был им дан, может быть сравним с Ницше. При этом в философии Кьеркегора все пропитано какой-то невероятной скромностью. Он словно говорил, как будто не мог не говорить.
А. В. — Если мы берем тексты последних двух лет жизни Кьеркегора, то в них датский мыслитель напрямую пишет о том, что он говорил то, к чему призывал его Бог. В раннем его творчестве также очень сильна тема призвания. Кьеркегор относился к своему размышлению как к дару, и его задачей было донести его именно как дар, не присваивая его, не «выпячивая» себя. Как говорит апостол: «Что ты имеешь, чего бы ты не получил?». То есть данное тебе – не твоя собственность и заслуга, ты одарен. Такое благодарное возделывание этого дара и было задачей Кьеркегора.
П. И. — Наша лаборатория ценностей при философском факультете РГГУ в «Федеральном центре гуманитарных практик» нацелена на исследование ценностей как таковых. Но ведь, насколько я помню, Кьеркегор напрямую о ценностях не говорит.
А. В. — Кьеркегор работает в более раннем концептуальном поле. Проблема ценностей будет как таковая формулироваться в последней четверти XIX века. Мы встречаем критическое осмысление ценности как «точки зрения» у Ницше, разработку проблематики ценностей у неокантианцев. Кьеркегор – автор предшествующий выходу понятия ценности на философскую арену. Но я думаю, что то, что он говорит, очень важно для критического осмысления этого понятия. Того осмысления, которое впоследствии мы находим, например, у Хайдеггера.
П. И. — Одно из основных понятий у Кьеркегора – это понятие «рыцаря веры». Можно ли как-то соотнести концепт «рыцарства в вере» с ценностной парадигмой? Учитывая, что все это происходит в такой исторический момент, в котором идея рыцарства в вере стремительно деградирует.
А. В. — Здесь вопрос в самом устройстве понятия ценности. Когда мы говорим о ценностях, мы говорим об оценивании некоторых сторон жизни, в особенности о том оценивании, которое предлагается как всеобщее. Уже неокантианское понимание ценности претендует на трактовку ценности как всеобщей. Если брать такой ракурс, тогда ценностное сознание относится к тому, что мы можем назвать «этической стадией» у Кьеркегора. И если бы Кьеркегор перешел на язык ценностей в таком формате, то он бы сказал что умение ценить что-то как общезначимое – это то, через что следует пройти, но рыцарь веры призван перерасти через это. Потому что впереди еще существует «религиозная стадия». Когда мы говорим о событии встречи человека с Богом и человека с человеком как «ты» с «ты», то в данной встрече присутствует открытость «напрямую». Здесь присутствует то, что неоправданно, быть может, с точки зрения какой-либо ценности у нас имеющейся. Это побуждает человека идти не сложившейся системы оценок, а давать прямой личный ответ, в котором испытывается и раскрывается его любовь к другому как к другому «ты». Кьеркегор очень интересно раскрывает эту тему в работе «Дела любви».
(Продолжение беседы о Кьеркегоре можно прослушать на канале «Гуманитарные практики»)
https://www.youtube.com/watch?v=FsIsnk5LY-M
Текст: философский факультет
Фото: философский факультет