Кандидат психологических наук, доцент кафедры современных проблем философии РГГУ Алексей Васильевич Лызлов рассказал про ценности в контексте философии Сёрена Кьеркегора в подкасте проекта «Настоящие ценности будущего»
Ведущий программы – прот. Павел Иванович Великанов, эксперт Федерального центра гуманитарных практик, руководитель лаборатории аксиологических исследований РГГУ, доцент МГППУ и Московской духовной академии.
П. И. — Кьеркегор это один из самых загадочных и неординарных мыслителей, который, с одной стороны, считается философом не «первого плана», однако, с другой стороны, по значимости и мощному импульсу, который был им дан, может быть сравним с Ницше. При этом в философии Кьеркегора все пропитано какой-то невероятной скромностью. Он словно говорил, как будто не мог не говорить.
А. В. — Если мы берем тексты последних двух лет жизни Кьеркегора, то в них датский мыслитель напрямую пишет о том, что он говорил то, к чему призывал его Бог. В раннем его творчестве также очень сильна тема призвания. Кьеркегор относился к своему размышлению как к дару, и его задачей было донести его именно как дар, не присваивая его, не «выпячивая» себя. Как говорит апостол: «Что ты имеешь, чего бы ты не получил?». То есть данное тебе – не твоя собственность и заслуга, ты одарен. Такое благодарное возделывание этого дара и было задачей Кьеркегора.
П. И. — Наша лаборатория ценностей при философском факультете РГГУ в «Федеральном центре гуманитарных практик» нацелена на исследование ценностей как таковых. Но ведь, насколько я помню, Кьеркегор напрямую о ценностях не говорит.
А. В. — Кьеркегор работает в более раннем концептуальном поле. Проблема ценностей будет как таковая формулироваться в последней четверти XIX века. Мы встречаем критическое осмысление ценности как «точки зрения» у Ницше, разработку проблематики ценностей у неокантианцев. Кьеркегор – автор предшествующий выходу понятия ценности на философскую арену. Но я думаю, что то, что он говорит, очень важно для критического осмысления этого понятия. Того осмысления, которое впоследствии мы находим, например, у Хайдеггера.
П. И. — Одно из основных понятий у Кьеркегора – это понятие «рыцаря веры». Можно ли как-то соотнести концепт «рыцарства в вере» с ценностной парадигмой? Учитывая, что все это происходит в такой исторический момент, в котором идея рыцарства в вере стремительно деградирует.
А. В. — Здесь вопрос в самом устройстве понятия ценности. Когда мы говорим о ценностях, мы говорим об оценивании некоторых сторон жизни, в особенности о том оценивании, которое предлагается как всеобщее. Уже неокантианское понимание ценности претендует на трактовку ценности как всеобщей. Если брать такой ракурс, тогда ценностное сознание относится к тому, что мы можем назвать «этической стадией» у Кьеркегора. И если бы Кьеркегор перешел на язык ценностей в таком формате, то он бы сказал что умение ценить что-то как общезначимое – это то, через что следует пройти, но рыцарь веры призван перерасти через это. Потому что впереди еще существует «религиозная стадия». Когда мы говорим о событии встречи человека с Богом и человека с человеком как «ты» с «ты», то в данной встрече присутствует открытость «напрямую». Здесь присутствует то, что неоправданно, быть может, с точки зрения какой-либо ценности у нас имеющейся. Это побуждает человека идти не сложившейся системы оценок, а давать прямой личный ответ, в котором испытывается и раскрывается его любовь к другому как к другому «ты». Кьеркегор очень интересно раскрывает эту тему в работе «Дела любви».
(Продолжение беседы о Кьеркегоре можно прослушать на канале «Гуманитарные практики»)
https://www.youtube.com/watch?v=FsIsnk5LY-M
Текст: философский факультет
Фото: философский факультет
В осеннем семестре на философском факультете прошла серия заседаний в рамках студенческого кружка «Кинофильмы мысли и возможные миры», которые провела кандидат философских наук, доцент кафедры истории зарубежной философии Ангелина Сергеевна Боброва.
22 декабря заведующий кафедрой истории зарубежной философии Алексей Николаевич Круглов выступил с онлайн-лекцией «Кант и проблема оптимизма».
18 декабря на философском факультете состоялась встреча со студентами, посвященная дню Конституции. Встречу провел кандидат философских наук, доцент философского факультета Александр Вячеславович Логинов.
19 декабря 2024 г. состоялась публичная лекция канд. филос. наук, доцента кафедры истории отечественной философии философского факультета Анны Александровны Шиян «Что такое феноменология? (Введение в философию Эдмунда Гуссерля)» в ГАУГН.
12 декабря на философском факультете состоялось мероприятие, посвященное основанию Славяно-греко-латинской академии, событию, положившему начало истории высшего образования в Москве.
12-14 декабря 2024 г. на философском факультете РГГУ прошла ежегодная Всероссийская научная конференция с международным участием «Алёшинские чтения». В мероприятии приняли участие около 80 учёных: от студентов до докторов наук. В этом году конференция была посвящена путям осмысления ценностей на этическом, эстетическом и визуальном уровнях.
10 декабря 2024 г. в Институте философии РАН прошёл круглый стол, посвящённый памяти Владимира Вениаминовича Бибихина. В мероприятии приняли участие преподаватели философского факультета РГГУ.
На философском факультете РГГУ прошло заседание студенческого общества «Кинофильмы мысли и возможные миры» на тему природы эпистемических парадоксов и оснований для их классификации.
С 26 по 29 ноября прошла Международная олимпиады по философии в Калининграде, приуроченная к трёхсотлетию празднования со дня рождения Иммануила Канта.
С 2023 по 2025 гг. на философском факультете РГГУ над грантами РНФ работают три исследовательские группы, победившие в конкурсах научных групп Российского научного фонда.