В издательстве «Руниверс» в 2022 году вышла монография профессора, доктора философских наук, заведующего кафедрой истории отечественной философии РГГУ Вячеслава Владимировича Сербиненко, написанная в соавторстве с профессором, доктором философских наук Российского университета дружбы народов Игорем Владимировичем Гребешевым.
Монография посвящена опыту философской рефлексии в отношении образования в России в ХIX-XX вв.
Работа представляет собой аналитику традиции философии образования в отечественной мысли. В ней представлено отношения к образованию в Древней Руси, подход к образованию Льва Толстого, Василия Розанова, Константина Победоносцева, Уварова и целого ряда других мыслителей. Но прежде всего ключевые фигуры в данной монографии две: русский неокантианец Сергей Иосифович Гессен и религиозный мыслитель Василий Васильевич Зеньковский.
«Данные две фигуры были выбраны потому, что, с одной стороны, это рационалистический, научный взгляд на философию образования, а с другой стороны, это религиозно-метафизический подход» – прокомментировал выбор ключевых фигур автор монографии В. В. Сербиненко – «Гессен представляет собой рационалистическую традицию в философии образования. Его позиция, с одной стороны, является оригинальной, а с другой стороны, не изолирована от европейских мыслителей, занимавшихся проблемами образования (Наторп и др.). Концепция Зеньковского представляет собой религиозный подход к образованию, воспитание в русле русской христианской антропологии».
«Задача книги заключалась в том, чтобы читатели, даже не имеющие философского образования и подготовки, могли заинтересоваться данной проблематикой. Поэтому мы старались сделать текст достаточно интересным для каждого образованного человека, чтобы показать, что в процессе понимания образования в России имела место «цветущая сложность», представленная разнообразными подходами к образованию», высказался о данной монографии Вячеслав Владимирович Сербиненко.
В монографии авторы исследуют не столько конкретные педагогические практики, но сами принципы понимания образования в широком культурно-философском смысле. В «Приложении» представлены иллюстрации и фотографии, делающие погружение в проблематику книги еще более захватывающим. Работа представляет собой практическое значение, так как помогает погрузится в философский аспект традиции образования в России в ХIX-XX вв., что способствует предотвращению ошибок в образовательной сфере в будущем.
Для ознакомления с книгой: (Сербиненко В.В., Гребешев И.В. Образовательные проекты в истории отечественной философии. М.: Руниверс, 2022. 200 с. https://www.chitai-gorod.ru/product/obrazovatelnye-proekty-v-istorii-otechestvennoy-filosofii-2962367?productShelf=&shelfIndex=0&productIndex=1 )