РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


"Божественное бытие и ничто: трактовка негативности в протестантской мысли второй половины XX века"
30.11.2024

"Божественное бытие и ничто: трактовка негативности в протестантской мысли второй половины XX века"

 28 ноября 2024г. декан философского факультета РГГУ, доктор философских наук  Светлана Александровна Коначева выступила на богословском факультете ПСТГУ с докладом "Божественное бытие и ничто: трактовка негативности в протестантской мысли второй половины XX века".


Доклад Светланы Александровны Коначевой был посвящен проблеме «ничто»  в протестантском богословии второй половины XX века, рассматриваемом в контексте рецепции гегелевской философии. В центре внимания находились  попытки современных теологов разработать концепцию Бога, соотносящегося с небытием, страдающего не просто вместе с нами, но впускающего страдание и «ничто» в свою собственную природу. Немецкий протестантский теолог Эберхард Юнгель рассматривает божественное бытие как «бытие в становлении», как способ, которым Бог выбирает быть самим собой. Поскольку становление и движение привносятся во внутреннюю жизнь Бога, Юнгель понимает бытие Бога в его соотношении с небытием. Если божественное бытие имеет свое онтологическое место в становлении, оно может встретиться с небытием и как страдающее бытие преодолеть «ничто» в себе самом. Негативность «ничто» становится внутренним моментом бытия Бога как такового. В этом соотнесении бытия Бога с негативностью смерти Юнгель видит суть христианского учения о Боге. Мы также проанализируем размышления Юнгеля о позитивности преходящего. Он стремится показать, что преходящее «находится в бытии»: само по себе оно не есть nihil, но скорее демонстрирует «тенденцию к небытию». Преходящее как бы раздваивает бытие и небытие: «Преходящее - это борьба между возможностью и небытием, борьба между возможностями возможного и водоворотом небытия». В эту борьбу между позитивностью и негативностью преходящего, между бытием и небытием, Бог вступает через отождествление с крестом Христовым.

Выступление сопровождалось оживленным обсуждением.

Текст: философский факультет
Фото: философский факультет