РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




В РГГУ обсудили искусство Востока и Запада
09.01.2024

В РГГУ обсудили искусство Востока и Запада

27–28 декабря в Российском государственном гуманитарном университете в онлайн формате прошла VIII Международная научная конференция «Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада: диалог культур, традиция и современность»


Мероприятие было организовано факультетом истории искусства РГГУ (кафедра теории и истории искусства) совместно с Московской Духовной Академией (кафедра истории и теории церковного искусства). В очередной раз благодаря совместной работе всех участников конференции состоялся важный научный форум, на котором обсуждались актуальные вопросы становления, развития и современного состояния церковного искусства, его роли в духовной и культурной жизни общества. В процессе работы конференции обсуждались проблемы изучения уникальных произведений средневековой и современной живописи, архитектуры и скульптуры. Докладчиками были представлены результаты их последних научных исследований , в поле обсуждения попали как малоизвестные в отечественном искусствознании памятники средневекового искусства, так и новые работы современных художников, работающих в сфере религиозной тематики.

В работе конференции приняли активное участие преподаватели и магистранты факультета истории искусства и других подразделений РГГУ, преподаватели и аспиранты Московской Духовной Академии, преподаватели и магистранты исторического факультета МГУ им. Ломоносова, Библейско-богословского института св. апостола Андрея, преподаватели Уральского архитектурно-художественного университета, Уральского федерального университета, аспиранты НИУ ВШЭ, сотрудники ГМИИ им. Пушкина, музея русской иконы, Ярославского художественного музея, НИИ теории и истории изобразительного искусства Российской академии художеств, Государственного института искусствознания, преподаватели, аспиранты и магистранты Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, Института художественного образования Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург), Российского Института Истории Искусств, СПбГУ, Тюменского Государственного университета.

В работе форума приняли также участие представители иностранных государств : Сирии, Узбекистана и др.

Декан факультета истории искусства РГГУ, профессор Владимир Алексеевич Колотаев открыл мероприятие и выступил с приветственным словом, он поблагодарил подключившихся участников за проявленный к конференции интерес и отметил значительный вклад в организацию конференции доцента кафедры теории и истории искусства РГГУ Елены Авенировны Хрипковой и доцента ФИИ РГГУ Квливидзе Нины Валерьевны.

На открытии конференции зам. декана факультета истории искусства РГГУ Александр Викторович Марков выступил с докладом, в котором затронул тему литургического смысла в современной мировой философии.

В ходе работы утренних заседаний обоих дней участники обсудили особенности русской религиозной живописи XIX - начала XXI века, религиозную живопись России XX века в коллекции Виктора Федотова, поднимая вопрос о связи современного искусства и иконописной традиции прошлых веков. Художественные параллели и преемственность символических связей между эпохами были продемонстрированы в выступлениях О.А. Кифишиной , М.Г. Пивень и других докладчиков. Особое внимание при работе конференции было уделено вопросам изображения святых. Средневековой и современной иконографии кельтских святых и их агиографии был посвящен доклад Ирины Константиновны Языковой, были также проанализированы репрезентация образа Святого Христофора в западноевропейских алтарных композициях XIV-XVI вв., иконография и семиотика образа св. Маврикия.

На дневных заседаниях в дискуссионном поле экспертов были христианские мотивы и образы в творчестве художников западноевропейского Средневековья и византийского круга, росписи церкви Мар Саба в Эдде (Ливан), иконографические особенности некоторых сцен церкви Успения Богоматери в Вардзии, вопросы создания, декорации и утраты часовни Вознесения в Лондоне, постройки, выполненной по проекту Г.П.Хорна. Кроме того, выступающие рассмотрели формально-стилистические и иконографические особенности и эволюцию Лукканской школы живописи на примере живописных распятий Боттеги Берлингьери и мотивы христианской истории времени Григория Великого в иконографической программе росписей Капеллы Теодолинды собора в Монце, вопросы и роль использования библейских образов в политической жизни общества на примере росписей Пинтуриккио в Ватикане.

Конференция завершилась вечерним заседанием, на котором были заслушаны доклады, посвященные теме росписи часовни замка Аппиано в Южном Тироле, анализу образа Святителя Григория Чудотворца в памятниках монументальной живописи Пскова и Полоцка, вопросам исследования средневековых рукописей Востока и Запада и росписей молдавских монастырских храмов времени правления Петру Рареша (XVI в.), а также христианским образам в современной эфиопской живописи. В заключительном докладе Владимир Алексеевич Колотаев проследил образ Спасителя в творчестве Андрея Тарковского.

В процессе работы конференции докладчиками был продемонстрирован оригинальный исследовательский материал, позволяющий углубить и расширить представления по различным вопросам, вошедшим в довольно широкую проблематику конференции. Представленные доклады активно обсуждались участниками и слушателями конференции, вызывали большое количество вопросов и оживленные дискуссии.

Текст: Пресс-служба РГГУ
Фото: Пресс-служба РГГУ