25 ноября в РГГУ состоялась Ежегодная международная научная конференция Кафедры кино и современного искусства на этот раз посвященная устойчивому и неустойчивому. Устойчивыми стали многие теории современного искусства, изначально бывшие провокационными, тогда как привычные подходы, казалось бы дававшие исчерпывающее описание предмета, оказываются неустойчивыми и требуют новых усилий для правильного изучения искусствоведческих вопросов. В фокусе конференции и оказалась эта двойная ситуация, объединяющая усилия искусствоведов и представителей смежных дисциплин для систематических исследований об истоках и перспективах современного искусства
В пленарной части конференции Саодат Эргашевна Камилова (Национальный университет Узбекистана) в докладе «Тема искусства в современной малой прозе Узбекистана» показала, как узбекская литература соединила западные традиции биографического романа о художнике с истоками восточной притчи о месте художника в мире. При этом узбекская литература широко использует приемы монтажа, поэтику мистического реализма, технику экфрасиса и различные отсылки к традициям прошлого. Марина Васильевна Русакова (Российско-Таджикский славянский университет) в докладе «“Царевна-Лягушка” как уникальный синтез обрядовой поэзии и древнейших языческих представлений» показала, как можно расширить понятие «тотемизм», чтобы сделать его продуктивным и для изучения экранных репрезентаций народных сказок.
Первая секция, «Теория современного искусства», открылась докладом Юлии Викторовны Журавлевой (РГГУ) «Искусство и объекты. Г. Харман / Ж. Диди-Юберман» показала, как радикальная критика Харманом старого «формализма» и минимализма как техники зрения в искусстве встречает сопротивление в работах Диди-Юбермана о зеркальном взаимодействии зрений. В результате Харман вынужден сосредоточиться на фактуре искусства, а Диди-Юберман — создавать новую версию феноменологии. Александра Михайловна Орлова (РГГУ) в докладе «Образ “неправильного” искусства на примере проектов The Wrong Biennale» показала, как обычная программа биеннале как ярмарки с ее ритуалами еще до пандемии стала сменяться новой структурой, с господством новых медиа и прямой коммуникации. Максим Юрьевич Овсянников (РГГУ) в докладе «Теория искусства Гертруды Стайн: живописное полотно (как) материальный предмет» рассмотрел теорию Стайн о доминировании визуального над сюжетным и пересоздании сюжета зрителем, показав ее продуктивность как для современного интерактивного искусства, так и для разных вариантов возрождения символизма в ХХ веке.
Андрей Николаевич Фоменко (РГГУ) представил доклад «В переводе на живопись: о цикле Владимира Дубосарского “Нижегородская резьба”». В докладе он показал, как нонконформистское искусство соединяло идею утопической публики и техники актуализации искусства как прямого высказывания, для чего требовалось отождествление художества с предметностью, в том числе, предметами народного искусства. Монтажная техника здесь перерастает в род художественного действия, по-новому позволяющего осмыслить и идею фактуры и тиражности.
Бэлла Львовна Шапиро (РГГУ) в докладе «Философия моды в системе наук о культуре и искусстве» показала, как эпоха Просвещения обосновала эфемерность и изменчивость, расширив число эстетических категорий и признанных видов искусства. Тем самым философия моды возвращает нас к началам сборки искусства как сложной системы эстетических ценностей.
Елена Николаевна Солнцева (РГГУ) раскрыла в докладе «Театр+музей: театральность и перфомативность в современных музейных практиках (на примере музея Довлатова в Пушкинских горах и музея русской деревни в Учме)» общий дрейф музеев в сторону просветительской деятельности. Театр оказывается для музеев источником театральности, как общей рамки обучающих программ, начиная с декораций и праздничных импровизаций, и малые музеи быстро осваивают технологии иммерсивности, включая прежде всего имитацию старой сельской жизни с использованием новых медиа.
Ольга Вениаминовна Калугина (РГГУ), представившая доклад «Луганский художник Сергей Кондрашов. Размышления на выставке. Август 2023. ЦДХ. Москва», показала, как наследие колористики и повышенного гражданского драматизма московской академической школы позволяет актуализировать ряд народных традиций в станковой живописи, как и сделать более стройной систему классической подготовки живописцев.
Секция «Киноведение: новые вопросы» стала обсуждением того, как можно анализировать киноповествование и экспериментальные экранные приемы в рамках единого исследования.Владимир Алексеевич Колотаев (РГГУ) в докладе «Повествовательная функция. “Необоснованные притязания” ложного героя и культ тени в киноискусстве» показал, как киноведение может опираться не только на учение Проппа о сюжетосложении сказки, но и на более поздние выводы Проппа о происхождении фольклорного героя. В частности, «ложный герой» в сказке, самозванец, убивающий на время настоящего героя, симметричен «неузнанному прибытию» героя домой, и продуктивность этой симметрии хорошо объясняется в поздних работах Проппа. В экранных искусствах она позволяет показать сложности личного становления.
Сергей Юрьевич Штейн (РГГУ) в докладе «Абстракции киноведческих исследований: введение в проблему» рассмотрел целеполагания познающего субъекта, и позволяющие разделить исторические и онтологические исследования кинематографа. В центре доклада оказались разные типы абстракций в зависимости от их происхождения, и поставлен вопрос, как произвольно заданные абстракции могут использоваться при получении достоверного знания об искусстве. Михаил Владимирович Гришин (РГГУ) в докладе «Творчество японского режиссера Кэндзи Мидзогути в контексте традиционной японской культуры: женские образы» на многих примерах показал, как трансформировались литературные и визуальные традиции Японии внутри экранного формата.
Оксана Александровна Братина (Штайн) (УрФУ) в докладе «Метафизика тумана Вернера Херцога» показала, как образ тумана у этого режиссера трансформирует и условия коммуникации, и условия вражды в фильме. Туман оказывается одновременно закрытием привычного и проявлением предельного духа, так что в тумане развертываются и самые острые конфликты (в которых говорит голос власти), и природа возвращается к своей изначальной цели. Туман — это «нулевая степень социального письма».
Ольга Васильевна Колотвина (РГГУ) в докладе «Техника дополненной реальности на основе проекций в фильме Х. Валь дель Омара “Вариации на гранате” (1975)» показала, как один из самых необычных испанских режиссеров использовал особые проекционные спецэффекты, такие как проекция лиц на гранате, которые должны были раскрыть всеобщий характер мученического духа Испании и напомнить о метафизическом измерении натюрморта. Зрители переходили от узнаваемой символики Испании к глубинному переживанию присутствия соседского духа (дуэнде) и прочитывали испанскую культуру как единую драматургию.
Секция «Современное искусство и городская среда» была посвящена установлению интерпретационных рамок для социальной функции искусства. Алексей Юрьевич Воробьев (Московский архитектурный институт) рассмотрел в докладе «Архитектура А. В. Щусева и public art: общие понятия» законы сочетаемости элементов в большой городе, своеобразный городской синтаксис. Полистилистика Щусева может считаться прототипом «примыкания» объектов к архитектурным сооружениям в современном искусстве.
Следующие два доклада представляли полевые исследования соискателей Кафедры кино и современного искусства. Екатерина Всеволодовна Бочарова (РГГУ) в докладе «Применение метода включенного наблюдения в исследовании современного российского художественного акционизма» показала те трудности, с которыми сталкиваются исследователи художественных сообществ. Наблюдатель раскрывает социальную проблематику новейшего искусства, но это требует и особого самоотчета и повышенной социологической рефлексии. А Татьяна Владимировна Корчагина (РГГУ)в докладе «Применение метода включенного наблюдения в исследовании арт-практик современных российских руфинг-фотографов» показала, как эти фотографы используют крышу как художественное пространство, как это пространство приобретает своих «авторов», и как эти фотографы своими головокружительными решениями улучшают достижения архитектурной фотографии. Отдельно обсуждалась роль людей-моделей в высотных снимках для художественного целого фотографии, а также вопрос о разрешении на заимствование чужих ракурсов.
Эльвира Валерьевна Шомахмадова (Кудряшова) (РГГУ) в докладе «Цифровое, Постцифровое и Пост-интернет искусство на российских ярмарках искусства (на примере Blazar 2023 и Cosmoscow 2023)» показала, как цифровое искусство в России стало равноправной частью современного искусства, прежде всего, благодаря продуманной работе с коллекционерами на ярмарках. Цифровой художник выступает начальной точкой чувственной коммуникации в искусстве, становясь не столько производителем, сколько посредником между искусством и социальными навыками.
Михаил Юрьевич Немцев (Рурский университет в г. Бохум, ФРГ) в докладе «Критика институтов сакрального в работах Ирки Солза» рассмотрел творчество художницы и создательницы цифрового архива сибирского искусства. Она как философ критикует индивидуализм, прикрытый ложной риторикой, и рассматривает боль людей как чужую и общую одновременно, требуя пережить чужую боль как исходное общее нравственное чувство.
Виктория Юльевна Файбышенко (Свято-Филаретовский институт) в докладе «“Эстетика упадка” и современные парадоксы возвышенного» показала, как трансформируется кантовская категория возвышенного в современной сетевой коммуникации. Категория возвышенного включает в себя достоинство разума, и теперешние фотографии неприглядного представляют собой попытку описать опыт странного возвышенного, где уютный упадок, состоящий из клише и отсылок к нам-самим-несовременным, представляет собой парадокс обретения достоинства перед лицом времени.
Вероника Георгиева (художник и куратор, США) в докладе «Please, don’t send me home» показала свой вариант воображаемой выставки, посвященной критической оценке ностальгии и меланхолии. Возвращение должно быть не домой, а к потерянному раю, к особому тонкому и хрупкому переживанию, и эфемерные объекты современного искусства лучше всего могут передать эту идею.
Заключительная секция, «Педагогика современного искусства», открылась докладом Екатерины Александровны Карцевой (РГГУ) «Методические проблемы преподавания галерейного дела: трансформации и новые вызовы». В докладе говорилось о современном арт-рынке как динамической структуре интерпретации и о профессиональном сознании галериста как социокультурного деятеля. Профессиональное сознание тогда неотделимо от навыков интерпретации новых объектов. Анастасия Эдуардовна Грищенкова (НИУ ВШЭ) в докладе «Проблематика вовлечения детской аудитории в современное искусство на примере детского фестиваля современного искусства» на примере фестиваля Территория.kids показала значение опыта кураторства, регулярной работы с родителями и знания детской культуры для правильного общения с детьми о современном искусстве. Ксения Сергеевна Подольская (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена) представила доклад «Современное искусство как учебная дисциплина в условиях художественно-педагогического образования» обсудила проблемы учебных программ в вузах, в частности, недостаток часов по современному искусству и специальных методических пособий для разных специальностей, и показала пути преодоления этой ситуации.
По итогам конференции было решено рекомендовать подготовку статей на основе докладов для рецензируемых изданий. Были подведены итоги дискуссий:
В изучении современного искусства исследования перформативности должны соединяться с обращением к различным теориям, часто авторским. При всей сложности современного искусства в нем усиливается авторское начало нового типа, связанное с авторефлексией и восприятием теорий как материала для дальнейшего выхода к другому (зрителю, критику) и фундаментальной социальной проблематике.
В изучении современного кинематографа изучение экранных образов необходимо сочетать с изучением разных форм интермедиального опыта, дополненной реальности, социальной рефлексии как необходимого измерения развития кинематографического повествования. Учитывая все эти расширения, неизбежно возникающие в авторском кино, можно проинтерпретировать не только творческую манеру, но и путь каждого значительного режиссера.
В исследовании современной городской среды наиболее продуктивно исследование сообществ и включенное наблюдение. Некоторые элементы такого исследования могут быть перенесены на искусство прошлого. Тогда городское искусство оказывается чутким инструментом, облегчающим создание правильных социальных рекомендаций.
Педагогика современного искусства требует вовлеченности не только в производство искусства, как оно делается, но и в те проблемы, с которыми сталкиваются художники. Переживая эти проблемы, учащиеся лучше понимают, какие социальные и культурные задачи стоят перед современным искусством в России и мире.
Текст: Александр Марков, профессор РГГУ
Фото: Александр Марков, профессор РГГУ