16 ноября 2021 г. была проведена II Международная научно-практическая конференция «Иностранный язык: интеграция науки и образования в академическом взаимодействии», организованная кафедрой иностранных языков Факультета международных отношений и зарубежного регионоведения Историко-архивного института РГГУ.
В работе конференции приняли участие преподаватели и магистранты ФМОПиЗР, преподаватели других факультетов РГГУ, аспиранты нашего университета, почетные гости из ближнего и дальнего зарубежья.
Исследователи разных направлений гуманитарного знания продемонстрировали результаты своих научных изысканий. Эти труды представляли собой широкий спектр работ в области методики преподавания иностранных языков, общего языкознания, педагогики, лингвистики, лексикографии, психологии. Темы презентаций свидетельствовали о разнообразии научных интересов докладчиков и широте их кругозора.
Стихийная и нестихийная природа освоения языка в иноязычной коммуникации, грамматические категории и лексическое наполнение текста, экспрессивные средства художественного выражения и ораторское искусство, терминологическое обеспечение учебного процесса и трудности перевода – вот далеко не полный список тем, затронутых на конференции.
Особое внимание было уделено системе высшего образования России. Было отмечено, что стратегические цели, которые ставит перед собой вуз, а также то, как он видит свою образовательную миссию, коренным образом влияют на деятельность этого вуза и ее результаты. Проблема определения таких целей, являющихся смыслообразующими компонентами национального образования, представляет собой системную проблему, определяющую успешность педагогического процесса по любой дисциплине.
Много исследований было посвящено цифровизации процесса обучения, когда онлайн-формат становится все более актуальной и, особенно в период пандемии, неизбежной формой образовательного процесса. Основным ориентиром, считают ученые, должно стать повышение качества обучения и преподавания, а также улучшение результатов учебной деятельности нового поколения Z. В этой связи перед преподавателем высшей школы стоит задача правильного выбора и использования современного образовательного инструментария, позволяющего создавать на занятиях по иностранному языку необходимые условия комфортной атмосферы личностно развивающей образовательной среды, влияющей на амплификацию познавательной активности студентов.
Как было показано в ряде презентаций, одним из самых результативных и эффективных приемов в процессе учебной коммуникации с использованием информационного обеспечения может явиться обучение в сотрудничестве. Этот подход к изучению иностранного языка позволяет педагогу не только развить у обучающихся самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к предложенной ситуации и работать с различной информацией, но, самое главное, – самостоятельно добывать знания, самореализовываться и социализироваться.
Иностранный язык на Факультете международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения всегда рассматривался как предмет, подчиненный профилирующим дисциплинам, являющийся медиумом профессиональных знаний в реализации образовательной программы, открывающий перед обучающимися большие возможности для ознакомления с зарубежным опытом в сфере избранного направления подготовки. Поэтому вполне закономерно, что ряд докладов конференции был посвящен межпредметной интеграции, которая способствует сближению иностранного языка и дисциплин профильного цикла, объединяет знания, умения и навыки учебно-исследовательской деятельности в целостную систему и разрешает противоречие между предметным изучением иностранного языка и формированием профессионально-направленных умений без потери качественных особенностей изучаемого предмета. Подобный симбиоз иностранного языка и профильной дисциплины был продемонстрирован в докладах, посвященных анализу современного состояния международных отношений. Исследования, в которых рассматривались различные аспекты общественно-политического дискурса, вызвали широкий обмен мнениями.
Сообщения докладчиков на конференции явились свидетельством серьезной экспертно-аналитической работы. Все выступления отличались научной содержательностью и практической значимостью материала.
Обсуждение широкого круга проблем, обмен коллег знаниями и опытом позволят наметить траекторию направления научно-исследовательской работы в тех областях знания, которые были обозначены в докладах и презентациях участников конференции.
Презентации докладчиков: