РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Состоялась II Международная научно-практическая конференция «Современная парадигма преподавания  иностранных языков в неязыковом вузе»
13.12.2020

Состоялась II Международная научно-практическая конференция «Современная парадигма преподавания иностранных языков в неязыковом вузе»


8 декабря 2020 года кафедрой иностранных языков ФМОиЗР ИАИ РГГУ в онлайн формате была проведена II Международная научно-практическая конференция «Современная парадигма преподавания иностранных языков в неязыковом вузе». В работе конференции приняли участие ведущие преподаватели кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики ИАИ РГГУ, кафедры иностранных языков РГГУ, представители других вузов и зарубежные гости.

Много внимания в докладах исследователей уделялось проблемам внедрения цифровых технологий в образовательную среду вуза. Утверждалось, что ввиду вызванного велением времени изменения подходов к организации учебного процесса исключительную значимость приобретает компьютерная грамотность преподавателей. Методисты подчеркивали, что условия дистанционного образования требуют понимания преподавателями необходимости освоения новых цифровых реалий в профессиональной деятельности и включения этих аспектов в перечень профессиональных функций педагога. Цифровая грамотность не является свойством, стихийно приобретаемым педагогом, ее формирование, развитие и совершенствование должно быть осознанным и управляемым.

Отмечалось, что интерактивный характер обучения имеет много положительных сторон, в числе которых, как указали выступавшие, – широкие возможности дифференцированного подхода к учащимся. В частности, дифференциация обучения была весьма эффективна при создании групп дебатов в сессионных залах Zoom. Интерактивные формы проведения занятий также позволили использовать технологию «мозгового штурма» (англ. Brainstorming). Как способ коллективного поиска истины и креативный метод решения задач, мозговой штурм стимулировал интуитивное мышление студентов, порождал оригинальные идеи и инновационные стратегии, повышал эффективность принимаемых решений, способствовал проявлению обучаемыми активной жизненной позиции и, самое важное – приводил к интегрированию и накоплению языковой и профессиональной информации.

В то же самое время, как признавали ораторы, при онлайн формате обучения иностранному языку наблюдались трудности, заключающиеся в многочисленности объектов контроля, в новых специфических объектах такого контроля, невозможности контролировать некоторые виды деятельности студентов. Выражались сомнения и относительно некогда поставленной во главу угла «мультизадачности» обучения, равно как и сопутствующей этому явлению смены видов активности, которая способна негативным образом отразиться на результатах учебного процесса.

В компаративных исследованиях участники международной конференции подвергли анализу условия, сопутствующие изучению иностранного языка, с одной стороны, и овладение родным – с другой. Потенциальным продуктом обоих процессов, как считают ученые, выступает смысл, который при коммуникации на родном языке порождается, обсуждается, принимается или отклоняется непосредственно или близко к моменту коммуникации, а при иноязычной коммуникации выступает как пост-рефлексия, осуществляемая уже после завершения коммуникативного акта.

В ряде представленных докладов обсуждались цели иноязычной подготовки в вузе. Высказывалась идея, что важнейшей задачей должно стать формирование у студентов способности функционировать в качестве субъектов международного образовательного пространства, осуществляющих межкультурную коммуникацию в профессиональной и научной деятельности. В таких условиях особую значимость приобретает овладение студентами иноязычным риторическим дискурсом, позволяющим «выстроить» определенную корректную структуру речевого поведения, чтобы, защищая и отстаивая интересы своей страны, не нарушить сложившиеся добрососедские отношения между государствами. Возникновение новых сфер сотрудничества приводит к появлению множества новых понятий и по этой причине, считают исследователи, влечет за собой необходимость вербального обозначения данных понятий – создания базового терминологического словаря. 

Подверглись анализу психологические механизмы, лежащие в основе процесса овладения иностранным языком. Доказывалось, что использование в обучении двух факторов стимуляции мнемической деятельности – усвоения системы ориентировочно-исполнительских операций мнемического действия и организации повторения иноязычного материала в ситуации общения – приводят к высокому уровню овладения иностранным языком. Сопоставлялись условия и динамика становления репродуктивного и реконструктивного воспроизведения иноязычной речи; определялась степень влияния на их формирование каждого из двух факторов активизации мнемической деятельности. Особое внимание уделялось исследованию значимых изменений в характеристиках функционирования долговременной и кратковременной памяти, а также в уровнях готовности памяти к воспроизведению иноязычной речи.

На конференции было детально рассмотрено состояние сущностной природы академической коммуникации «преподаватель – студент». В рамках этой парадигмы исследовались всевозможные модели обучения, одна из которых – андрагогическая – анализировалась в условиях дистанционного образования. Возраст студентов позволял успешно применять эту модель, в которой ведущая роль в организации процесса обучения на всех его этапах принадлежала самому обучающемуся, ибо в рамках этой методики именно обучаемый выступал как активный элемент, один из равноправных субъектов процесса обучения. При этом высказывалась мысль, что чем больше свойств и особенностей личности обучающегося учитывалось в учебном процессе, тем успешнее протекал процесс овладения обучающимися коммуникативной компетенцией.

Были также представлены исследования, посвященные проблемам перевода, лексикологии, стилистики. Вводилось понятие компаративного подхода в изучении иностранного языка; рассматривались возможности ознакомления студентов с основными видами языковых трансформаций; исследовались вопросы организации, оптимизации и контроля самостоятельной работы студентов, применения «метода молчания» (Silent Way) в аудиторной работе как способа формирования навыков самостоятельной работы обучаемых; выделялись причины эффективности методик коммуникативного подхода в активизации разных видов памяти обучающегося – образной, ситуативной, эмоциональной и творческой; ставились вопросы обеспечения помощи студенту в высшем учебном заведении.

Результаты научных исследований участников конференции будут внедрены в учебный процесс.

Тезисы участников конференции

Презентация Бондаренко О.Р. Презентация Камышевой Е.Ю. Презентация Скирдовой Л.О.      
Презентация Беловой К.А.
Презентация Колосовой А.В., 
Закарьян Р.Я.
Презентация Пятуниной А.А.
Презентация Барановой Т.В.
Презентация Зуева М.Б.
Презентация Сучуговой Н.Ю.
Презентация Бурукиной О.А.
Презентация Гурьяновой Е.Н. Презентация Умаркановой С.Ж.
Презентация Вороновой С.А.
Презентация Гейзерской Р.А. Презентация Халиловой Л.А.
Презентация Ганжары И.В. Презентация Костюкова А.Л. Презентация Маркеловой Т.А.
Презентация Бычковой Т.В. Презентация Михеевой М.И.
Презентация Корнеевой Е.И.