Выставка «"Вещь - Весть". Натюрморт XVII-XX веков из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина» занимает особое место в истории Музейного центра, явившись очередным масштабным совместным проектом РГГУ и ГМИИ им. Пушкина после открытия Учебного художественного музея имени И.В. Цветаева в 1997 году. В Большом выставочном зале Музейного центра было представлено более 80 работ из собрания ГМИИ им. Пушкина, многие из которых экспонировались впервые. Этот проект стал еще одним шагом в реализации идей И.В. Цветаева о необходимости органичного включения произведений искусства в образовательный процесс.
Выставка «Вещь - Весть. Натюрморт XVII-XX веков из коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина» представила новое прочтение жанра натюрморта. В натюрморте вещь обладает повышенной степенью информативности как отображение созидательной, разрушительной и творческой деятельности человека. Каждый натюрморт - это визуальное сообщение или весть.
На выставке были представлены работы мастеров основных национальных школ эпохи зарождения жанра: голландской (М. Симонc, М. Витхос), фламандской (А. де Грейф), итальянской (Э. Рекко), произведения французских художников (Ж.-Б. Шарпантье, Э.Ф. Мартен). Прослежены основные вехи развития жанра натюрморта: XVII век - время расцвета натюрморта, его наибольшей художественной и смысловой активности; XVIII век - превращение "вещи-вести" в предмет обихода; первая половина XIX века - эклектика, повторение сюжетов или манер старых картин; вторая половина XIX века - импрессионистический натюрморт, начало процесса "развеществления вещи", определившего дальнейшую судьбу этого жанра.
Для сравнения в экспозицию было включено несколько картин бытового жанра, в которых предметы утрачивают свою значимость "вещи в себе" и становятся "просто вещью", поясняющей или дополняющей представленный сюжет.
XX век представили натюрморты крупнейших российских художников, хранящиеся в Музее личных коллекций (отдел ГМИИ им. А.С. Пушкина) - картины Д.П. Штеренберга, В.И. Шухаева, P.P. Фалька, В.Г. Вейсберга, А.Г. Тышлера, а также произведения зарубежных авторов, представляющих различные ветви жанра: от "овещестленных" натюрмортов, выполненных в технике коллажа, до полотен, возвратившиеся в лоно сюжетной картины.