Советская православная икона – уникальное явление народной религиозной культуры, негласно существовавшее в православных регионах нашей страны в 1920-е–1980-е гг. Это удивительно разнообразные по техникам исполнения рукодельные образы, кустарно изготовлявшиеся верующими людьми в СССР, в те времена, когда официальное церковное производство икон за редким исключением было полностью прекращено. Именно благодаря сельским мастерам-одиночкам иконное ремесло прошло через советскую эпоху, сохранив – в области материальной религиозности, в пространстве домашних святынь – важнейшие православные традиции, которые пыталась уничтожить власть.
Летом 2021 г. научной экспедиции УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ удалось выйти на последних мастеров-образовников в юго-западной части Нижегородской области. С этого времени начался масштабный проект по спасению уникального культурного и исторического наследия – рукодельной иконы советского времени: осенью 2021 г. в этот регион было организовано ещё две научные экспедиции, которые позволили собрать и вывезти в Москву около 80 артефактов и приступить к их реставрации. Часть спасённого наследия была представлена на выставке и опубликована в виде каталога.
Во многих регионах России рукодельные иконы перестали создавать в середине – конце 1990-х гг., в связи с массовым открытием церквей, возрождением иконописной традиции и широкой продажей печатных образов. Подобное произошло и в Нижегородской области. Советские рукодельные иконы стареют и уничтожаются, а вместе с ними уходит важнейший пласт культурной и исторической памяти нашей страны. Это определило направление исследований УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ и маршруты экспедиций в 2021 г. На выставке представлены быстро исчезающие нижегородские локальные традиции советской иконы.
Традиция изготовления «киоток», образов, вставленных в деревянные киоты и украшенных разнообразным декором, во второй половине XIX в. была известна в Тихвинском монастыре, где таким рукоделием занимались монахини. К концу века это ремесло распространилось из монастыря по Курской губернии. Такие иконы продавались на рынках преимущественно в южных православных регионах Российской империи. Украшение икон фольгой, которая имитировала серебряный оклад храмовых образов, тоже распространилось в конце XIX в. Однако эти традиции угасли после революции, когда артельное производство икон и их легальный рынок исчезли. Гонения на Церковь, закрытие монастырей и храмов, массовые аресты и ссылки привели к быстрому исчезновению на территории СССР традиционных церковных ремесел и рынка церковных товаров. Но религиозная жизнь не прекратилась несмотря на все усилия властей и регулярные волны атеистических кампаний. Коммунистический аппарат проиграл в попытках уничтожить веру и насадить атеистическую идеологию – это не получилось сделать ни насильственными, ни просветительскими мерами, ни внедрением в разные годы «заместительных» светских обрядов. Изготовление рукодельных икон, их распространение и почитание стало важнейшим явлением в религиозном обиходе православных людей на территории СССР. Этот промысел расцвел в 1950-х гг., после войны, когда жесточайшие сталинские репрессии были приостановлены, а провинция относительно восстановилась после военного времени.
Рукодельные иконы редко встречались в крупных городах, где власти преследовали религиозную жизнь и не допускали ее публичных манифестаций. В провинции ситуация была более мягкой. Местные власти, как правило, не запрещали небольшие крестные ходы, молебны у источников и другие локальные религиозные обряды, которые сохранялись в народе несмотря на отсутствие в большинстве сел священства и действующих храмов. Не преследовали и мастеров, изготовлявших иконы. Чаще всего «образовники» в селах и городах работали на заказ, создавая иконы для родственников и односельчан. Но к некоторым известным мастерам приезжали из окрестных деревень и сел.
Юго-запад Нижегородской области в XX в. был регионом с богатыми, не прекращавшимися традициями народной веры. Даже после закрытия монастырей и большинства храмов в советскую эпоху здесь сохранялось несколько неофициальных центров народной религиозности. Произошло это прежде всего благодаря близости Саровской пустыни, Дивеевского монастыря и широкого комплекса святынь, связанных с Серафимом Саровским, одного из самых почитаемых в XX в. русских святых. Были в регионе и другие известные монастырские обители – Кутузовская рядом с Кулебаками, Серафимо-Понетаевская поблизости с Шатками, Макателёмом и Сатисом, Покровский монастырь в г. Ардатове, Никольский, Спасо-Преображенский, Алексеевский, Введенский, Троицкий монастыри в г. Арзамасе.
Распущенные из обителей, вернувшиеся из ссылок монахини могли поселяться и доживать свой в деревнях и селах. Некоторые из них становились неофициальными религиозными наставниками в сельской или деревенской общине советского времени: их, зачастую тайно, приглашали для участия в семейных обрядах (крещении ребенка, обмывании и отпевании покойника, поминок и пр.). Они же могли проводить обряды водосвятия, организовывать общинные крестные хода и молебны на родниках, например, во время засухи. Важная роль принадлежала монахиням и в распространении иконного ремесла: некоторые деревенские мастерицы и мастера-образовники перенимали свое умение именно у них.
В экспедициях УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ по Нижегородскому юго-западу было выявлено несколько локальных традиций украшения икон, которые исследователи назвали по их центрам: Кулебакско-Гремячевская, Ардатовская, Арзамасская, Ташино-Понетаевская и Дивеевская. На выставке представлены иконы четырёх из этих традиций (описание Дивеевской традиции можно найти в каталоге). Кроме того, коллекция включила артефакты еще двух интереснейших традиций, не привязанных к локальным центрам. Прежде всего, это иконы, создававшиеся инокинями – самые изящные, украшенные мелкими, искусно изготовленными цветочками из разных материалов, крашенными птичьими перьями, сухоцветами и мхом. В советское время монахини сохранили и продолжили ремесло, зародившееся до революции. Вторая традиция – тюремная. Она резко отличается от всех других. Заключенные в нижегородских колониях в конце существования СССР, когда это стало возможным, создавали иконы из подручных материалов, которые можно было найти в мастерских – проводов, обрезков медной проволоки, железной стружки, эпоксидного клея. Несколько икон монастырской и тюремной традиции представлены на выставке.
Подробнее о судьбе рукодельных образов и о традициях их изготовления можно прочитать в первой книге, посвященной советской иконе – альбоме-каталоге выставки (Антонов Д.И., Доронин Д.Ю. Иконы советской эпохи: лики традиции. М.: Индрик, 2022).
Проект по спасению, изучению, реставрации и экспонированию советских икон будет продолжаться в РГГУ в ближайшие годы: УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени планирует организацию регулярных научных и учебно-научных экспедиций в регионы РФ, формирование большой коллекции икон, создание документальных и этнографических фильмов, организацию временных и постоянных выставок в Москве, Санкт-Петербурге и в регионах.
За новостями проекта можно следить на странице Facebook «Центр визуальных исследований Средневековья и Нового времени».
|