Музейный центр РГГУ представляет выставку итальянского художника Давиде Костантини, посвященную 200-летию со дня рождения великого русского писателя Ф.М. Достоевского. Его личность и творчество на протяжении многих лет интересует художника. Работы, представленные на выставке, готовились не один год. Совсем новые соединились с уже известным циклом художника «Лица романов Достоевского», который был представлен публике в 2019 году на одноименной выставке в Доме-музее Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге.
Давиде Костантини родом из Италии, из лигурийского города Ла Специя. Его отец, Ивано Костантини, – адмирал военно-морского флота, родом из Пезаро, мама — художница и фотомодель Саба Примавера Дионизи из Сиены. В семье, как по отцовской, так и по материнской линии, было много деятелей искусства. Прадедушка по отцовской линии Августо Бартолуччи – архитектор, скульптор и художник, работал в Буэнос-Айресе. Ему принадлежат проекты реставрации и декора оперного Театра Колон, он работал над декором и фресками Каса Росада, базилики Бальванера и над многими другими проектами. Современники называли его «маленький Микеланджело». Бабушка — Эраклиде Бартолуччи — обладала лирическим сопрано, была композитором и пианисткой. Она преподавала в Консерватории им. Джоаккино Россини в Пезаро и давала уроки музыки таким известным впоследствии оперным певцам, как Марио дель Монако, Бениамино Джильи и Рената Тебальди. Дедушка по материнской линии — музыкант, дядя мамы – реставратор, тётя – поэтесса. Словом, Давиде рос в художественной атмосфере, проявляя живой интерес к рисованию, живописи, поэзии, фотографии и философии, представляя себя одновременно и в мастерской эпохи Возрождения, и в древнегреческой академии философии.
Взрослея, Давиде стал интересоваться телевизионной документалистикой. При этом он хотел разобраться в сложных рыночных процессах и отправился в Милан изучать маркетинг и коммуникации. По возвращению в Лигурию он начинает сотрудничать с телевидением города Ла Специя, в частности, с редакцией телеканала «Teleliguriasud», делает репортажи, связанные с искусством и культурными мероприятиями. С 2000 по 2013 год Давиде Константини занимал различные руководящие должности на телеканале. В 2008 году был приглашен в качестве преподавателя по маркетингу в Centro Studi per il Turismo e del Tertiario (CESCOT) (Центр высшего образования в сфере туризма) города Ла Специя (курсы являются частью образовательной деятельности «Европейского социального фонда» Евросоюза), и продолжал свою преподавательскую деятельность до 2013 года.
В 2011 году Давиде Константини участвует в конкурсе и получает первую национальную премию «Lunigiana storica» (Историческая Луниджана) в разделе документальных телефильмов с работой «Кафедральный собор Сардзаны. Сокровище Луниджаны». В том же году он стал одним из организаторов «Премии Татьяны Павловой», посвященной кино, искусству и театру, которая ежегодно проходит в Лигурии. Это особенно важно: сегодня имя Татьяны Павловны Павловой мало известно не только в Италии, но и в России. Русская актриса в 1919 году эмигрировала из России сначала в Париж, а потом в Италию, где организовала театральную труппу на собственные деньги. Павлова привнесла в итальянский театр многое из системы Станиславского, что в 1920-х годах помогло ей сделать успешным свой театр во Флоренции. Уйдя в 1938 году со сцены, она посвятила себя преподаванию режиссерского мастерства в «Национальной академии драматического искусства» в Риме и начала успешную карьеру оперного режиссера. В «Ла Скала» поставила оперу Мусоргского «Борис Годунов», в «Театре Комунале» во Флоренции — «Пиковую даму» Чайковского, в Риме — «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова. Можно сказать, что погружение в историю жизни и творчества Татьяны Павловой открыло для Давиде Константини мир русского искусства в широком смысле слова, в том числе мир русской классики.
В 2012 г. Давиде Костантини совершил свое первое путешествие в Россию и окончательно влюбился в русское искусство, русские пейзажи, русских людей. Его отношение к России выражено в стихах «Гимна дружбы Италии и России», опубликованного на сайте «La voce della Russia» (Голос России).
Очень важным в жизни художника стал 2014 год. Давиде Константини сделал свой окончательный выбор в пользу художественной деятельности. Это год, когда он находит собственную изобразительную технику и называет ее OneUpArt. По словам Давиде, OneUpArt «имеет художественную и философскую концепцию, объединяя через изображение настоящее, прошлое и будущее».
Первая выставка Давиде Константини прошла в Выставочном зале Поливаленте коммуны Монтероссо-аль-Маре в Чинкуе-Терре и была горячо принята публикой. За этим последовали еще несколько публичных выставок, на которых были представлены и художественная фотография, и живопись. И наконец, в 2016 году художник привозит OneUpArt в Москву в Музей-квартиру Достоевского, представив публике выставку «Достоевский. Италия. Век XIX, век XXI». Летом того же года Давиде участвует в реализации художественно-культурного проекта «Фестиваль «La Bella Italia» в музее-заповеднике Царицыно в Москве, на котором он представил в цифровом формате свою фотовыставку «Одно итальянское путешествие». В 2018 году в Доме-музее Достоевского в Санкт-Петербурге прошла выставка работ Давиде Константини в технике OneUpArt «Достоевский и Флоренция. Князю Мышкину 150 лет» под патронажем Итальянского института культуры. В 2019 году Давиде Костантини проводит еще одну выставку в петербургском Доме-музее Достоевского — «Лица романов Достоевского». Художник задумал эту серию работ, как если бы они были созданы для обложек романов Достоевского.
Выставка «В диалоге с Достоевским» в Музейном центре РГГУ, состоит из портретов пастелью на картоне, работ в технике фотографики, которые художественным, концептуальным языком представят публике персонажей романов Достоевского, а также живописного портрета писателя. Экспозицию дополнят новые работы в цифровом формате, которые иллюстрируют наиболее тяжелые годы жизни писателя, включая омскую каторгу.
Выставка тематически разделена на четыре части. Первая состоит из портретов, которые представляют семью писателя — родителей, братьев и сестер Федора Михайловича, жены и детей. Все портреты, представленные на выставке, — художественная интерпретация итальянского художника, его взгляд на родственное окружение Федора Михайловича.
То же самое относится и к портретам деятелей литературы и искусства. Во второй части мы сможем увидеть глазами Давиде Константини Шекспира, Вальтера Скотта, Сервантеса, Бальзака, Пушкина, Толстого, Лермонтова и др. Произведения этих писателей входили в личную библиотеку Достоевского.
Это авторы, олицетворяющие тот уникальный для Федора Михайловича мир литературы, через который формировалось его собственное видение человеческого бытия и реальности, видение непрерывной борьбы между добром и злом, пороками и добродетелями, показанными с разных сторон. Это авторы, которые вдохновляли и формировали чувства, духовный мир Достоевского. Третья и четвертая части выставки посвящены художникам и композиторам, которых любил Достоевский.
А центром всей выставки является портрет Ф.М. Достоевского, выполненный акрилом на холсте. Он обладает особым эффектом. Кажется, что он живет своей, особой жизнью. Меняя угол зрения на портрет, мы видим проявление разных эмоций на лице великого русского писателя. Тот, кто придет на выставку, сможет проверить корректность этого утверждения!
Екатерина Кондрашова,
куратор, магистрант Факультета истории
искусства РГГУ
|