РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Новости


«Граждане! Скажем: Да! - и протянем руку светлому будущему»  Дмитрий Алексаныч 14.05.2021

«Граждане! Скажем: Да! - и протянем руку светлому будущему» Дмитрий Алексаныч

Российский государственный гуманитарный университет

Музейный центр

Учебный центр «Арт-дизайн» Факультета истории искусства

 

«Граждане! Скажем: Да! - и протянем руку светлому будущему»

Дмитрий Алексаныч

 

Выставка творческих работ студентов Учебного центра «Арт-дизайн», посвященная 80-летию со дня рождения Д.А. Пригова (1940–2007 гг.)

На открытии выставки директор Музейного центра, заместитель генерального директора по научной деятельности Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина Ирина Баканова подчеркнула важную роль творчества Пригова в формировании художественного и образовательного пространства университета.

 

Проректор по международному сотрудничеству РГГУ Вера Заботкина подчеркнула, что творчество Пригова имеет огромный резонанс во всем мире, выставки работ Пригова проходили как в России, так и за рубежом. Например, в Государственным Центре современного искусства в Москве, в Британской галерее Тейт в Лондоне, в Музее современного искусства в Сент-Этьене. Таким образом, наличие работы Пригова в коллекции Михаила Алшибая «Другое искусство» Музейного центра РГГУ имеет большое значение для университета.

Вера Ивановна дала высокую оценку представленным на выставке работам. Творческий характер образовательных программ УЦ «Арт-дизайн» и приобретаемые компетенции студентов позволяют уверенно включить учебный центр в международную программу по проблемам цифровой гуманитаристики.

Выступление  заведующего кафедрой истории русской литературы новейшего времени, директора Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля Дмитрия Бака носило характер поэтического перформанса.. Дмитрия Петровичобратил внимание на тесную связь поэтов круга московской концептуальной школы Льва Рубинштейна и Дмитрия Пригова. Он также отметил их влияние на развитие современной литературы.

 

Куратор, заведующая отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи Ирина Горлова подчеркнула вклад Пригова и его влияние на формирование визуального языка в области современного искусства. 

Представитель фонда имени Д.А. Пригова Ирина Богомолова выразила благодарность студентам и куратору выставки Ененко Е.А. за обращение к наследию Пригова и проявила особый интерес к проектным работам студентов. 

  

На выставке представлены курсовые работы студентов за 2-й и 3-й курс (2019/2020 учебный год) Учебного центра «Арт-дизайн», обучающихся по направлению «Графический дизайн». Перед студентами стояла задача познакомиться с творчеством Д.А. Пригова, его литературным и художественным наследием, контекстом создания работ, а также идеями и практиками московской концептуальной школы, продемонстрировать навыки, полученные в области графическо-полиграфического проектирования и создать открытки, макеты детской книги и макеты трехтомного издания сочинений Д.А. Пригова.


Дмитрий Александрович Пригов – часть истории РГГУ: он был у истоков создания в университете Школы современного искусства, проводил мастер-классы с ее слушателями. После кончины Дмитрия Александровича в РГГУ были инициированы международные Приговские чтения (в 2009, 2010 и 2011 гг.), в которых приняли участие российские и зарубежные филологи и искусствоведы.

 

В Музейном центре РГГУ в рамках PrigovFest – 2009 состоялась выставка «Ракурс Пригова» (с презентацией фотографий Александра Долгина и медиаоперы Д.А. Пригова, Ираиды Юсуповой и Александра Долгина). В 2010 году – выставка художественных и перформативных работ Д.А. Пригова «Без предуведомления» (в рамках II Международных приговских чтений).

В 2011 году в структуре Института филологии и истории РГГУ была создана Учебно-научная лаборатория им. Д.А. Пригова.

 

В ходе работы над проектом, посвященным Дмитрию Александровичу, студенты обращались к тексту романа «Живите в Москве», циклам «Москва и москвичи», «Детские стихи», графическим работам. Для подготовки своих работ студенты могли произвольно выбирать и компоновать поэтические тексты Дмитрия Александровича (а их более 35 тысяч!).

Большую часть произведений Дмитрия Александровича напечатало издательство «Новое литературное обозрение», в 2020 году оно выпустило шеститомное издание, с учетом которого будет особенно интересно посмотреть версии, подготовленные студентами РГГУ.

  

Выбранные начинающими дизайнерами произведения оформлены с соблюдением всех составляющих блока книги – представлены титулы, оборотные титулы, шмуцтитулы, текстовые полосы, иллюстрации и фотографии автора, а также фотографии инсталляций и перформансов Д.А. Пригова.

 Куратор выставки: доцент Учебного центра «Арт-дизайн» Ененко Е.А.

 УчастникиАванесова Дина, Аксёнова Татьяна, Вахромеева Ирина, Гуревич Галина, Данюшкина Виктория, Ершова Дарья, Жидкова Полина, Журба София, Забабурина Екатерина, Джентилини Николетта, Дикарева Диана, Домалевская Виктория, Киселева Алина, Краснова Мария, Кутушева Анастасия, Кондрашова Екатерина, Кущ Евгения, Лапкина Алина, Леснер Ксения, Маракуца Алевтина, Небогатикова Ирина, Нефедова Любовь, Пальгунова Валентина, Подображных Мария, Савельева Арина, Симонова Екатерина, Строганова Анастасия, Тимохина Анна, Федулеева Екатерина, Федорченко Полина, Храмова Анна, Хо Нгуен Уиен Чи.

 

Выставка работает

c 14 мая по 11 июня 2021 г.

Museum_center@rggu.ru

Art-design@rggu.ru

 GESAMTKUNSTWERK ПРИГОВ

 Дмитрий Александрович Пригов (5 ноября 1940, Москва – 16 июля 2007, Москва)

 Творчество Д.А. Пригова настолько разносторонне, что практически невозможно подобрать термин, охватывающий все аспекты его деятельности. Он сам называл себя «работником культуры». Радикализм Пригова и поразительная коммуникативность сделали его, поэта, художника, скульптора, перформера, актера, уже в брежневские времена культовой фигурой московского андеграунда.

Родился в Москве, в семье обрусевших немцев, мать была пианисткой, отец – инженером. Детство пришлось на тяжелые послевоенные годы, семья жила в большой коммунальной квартире, где проживали еще семь семей. Воспоминания детства Пригов красочно описывает в своем романе "Живите в Москве". В детстве перенес тяжелую форму полиомиелита, был вынужден несколько месяцев провести в постели, что помогло ему научиться рисовать и лепить из пластилина. С 1956 года стал писать стихи, которые постепенно стали одним из главных занятий в жизни. После окончания школы учился на скульптурном отделении Строгановского института. Окончив институт, Пригов не стал заниматься скульптурой: прикоснувшись к космосу культуры, он не смог вступить на этот тривиальный путь. Уже тогда его не устраивала перспектива работы в рамках конкретного искусства, подспудно давала о себе знать тяга к универсальности.

В 70-е годы познакомился с художниками и литераторами московского андеграунда, где проникся идеями соц-арта и концептуализма. Пригову было около сорока лет, именно тогда произошло важное событие: «это было время, когда я понял себя до конца».

«Дмитрий Александрович Пригов» превратился в большое культурное предприятие.

Он довольно быстро нашел свою неповторимую «приговскую» манеру письма и стал звездой поэтического подполья, устраивая чтения в мастерских художников-нонконформистов. В своих текстах использовал советские идеологические клише, лозунги, аббревиатуры органов власти вкупе с умозаключениями простых советских граждан, помещая их в отстраненное культурное пространство, что выявляло не только абсурд и античеловечность тоталитарной идеологии, но и связь этих образов с древними мифами. Расширяя и обогащая свой творческий мир, создал неповторимое мифологическое пространство, космос, втягивающий в себя имиджи и клише современной массовой культуры и политики.

Неотъемлемой составляющей его творчества было изобразительное искусство. Пригов рисовал, делал коллажи, концептуальные объекты и работы на газетах, тем самым интегрируя всю культуру официальных и бытовых современных текстов, от газетных лозунгов, призывов, газетных шапок и передовиц до бюрократических циркуляров, наукообразных выражений, фамильярных окликаний и прописных истин в свое искусство.

В 1993 году он стал лауреатом Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (Гамбург), а в 2002 – премии имени Бориса Пастернака, номинация «Артист в силе».

Как драматург сотрудничал с российскими и зарубежными театрами, снимался в кино у Ю. Германа и П. Лунгина. Делал проекты с музыкантами и композиторами. Выступал с рок группами, использующими его тексты.

В последние годы жизни писал прозу, публиковал статьи о постмодернизме.

Интенсивность и повсеместность была во многом его modus vivendi.

 Екатерина Элошвили

Работы Д.А. Пригова есть в коллекциях:



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru