30 марта - 10 мая 2021 г.
Привести музей в университет предложил первый ректор РГГУ Ю.Н. Афанасьев. В 1991 г. на базе Московского государственного историко-архивного института был образован Российский государственный гуманитарный университет. Он был задуман как современный открытый научно-учебный центр, который бы вобрал в себя достижения мирового опыта высшей школы и восстановил традиции университетского отечественного образования – универсальность, синтез гуманитарного и естественно-научного знания, высокий теоретический уровень. Замысел был исключительно сложен и требовал новых подходов к системе обучения, творческого поиска организационных форм, развивающих и дополняющих традиционную университетскую структуру. Именно в этом контексте основатель РГГУ, его первый ректор Ю. Н. Афанасьев принял решение о создании в университете музейной структуры с выставочным залом.
В 1995 году здесь состоялась первая выставка – «Алла Головина. Из бельгийского архива» (совместно с Министерством культуры Российской Федерации). Она положила начало Музею Русского зарубежья в РГГУ, который со следующего года трансформировался в Музейный центр, а русское зарубежье стало одной из его выставочных стратегий.
В 1996 году Музейный центр провел первый в России мастер-класс Михаила Шемякина, вернувшегося в Россию, пригласив на него не только студентов и преподавателей, но и журналистов, искусствоведов, представителей художественного сообщества. В рамках мастер-класса Михаил Шемякин создал работу «Марсианский человек» – именно таким представлялся ему человек будущего! – и подарил Музейному центру. На юбилейной выставке этот графический лист является доминантой экспозиции.
Линия русского зарубежья была продолжена архивной выставкой поэтессы Елены Якобсон, основательницей первой кафедры русского языка в Вашингтонском университете, выставками художников, которых мы называем представителями третьей волны русской эмиграции.
Публика увидела в университетских залах работы Эрнста Неизвестного, Оскара и Александра Рабина, Михаила Рогинского и многих других. Все они были из коллекции Леонида Талочкина, который начал знакомить студентов факультета музеологии РГГУ со своей коллекцией еще до того, как в 2000-ом году в РГГУ открылись залы «Другого искусства». В рамках этого направления Музейному центру удалось осуществить крупный проект «Квартирные выставки. Вчера и сегодня» по программе Первой Московской биеннале современного искусства, первый публичный показ знаменитой коллекции Михаила Алшибая, персональные выставки, Владимира Башлыкова, Боруха (Бориса Штейнберга), Андрея Абрамова, Владимира Шагина, Льва Снегирева, Владимира Волка, Александра Шнурова, Георгия Литического и др.
Параллельно развивалась другая история, связанная с одним из самых известных художественных музеев – Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Из хроники событий:
В феврале 1995 года состоялось выступление Ю.Н. Афанасьева и И.А. Антоновой на расширенной коллегии Госкомвуза РФ по вопросу создания Учебного художественного музея на территории РГГУ.
21.09.1995 г. – подписано Соглашение об условиях выдачи на хранение трехсот слепков из фондов ГМИИ им. А.С. Пушкина с целью их экспонирования в залах Музейного центра и дальнейшего создания музея слепков – филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина.
27.09.1995 г. – перевозка коллекции слепков из хранилища в Сергиевом Посаде в РГГУ. Перемещение слепков продолжалось в 1996 – 1997 годах, 2000-м годах.
Май 1996 г. – февраль 1997 г. Ремонт помещений, выделенных РГГУ под музейные экспозиции и запасники; изготовление и приобретение экспозиционного оборудования (витрины, повесочные штанги, крепления для рельефов, постаменты).
24.05.1996 г. Расширенное заседание Ученого совета РГГУ.
С докладом «Образование средствами искусства в Российском государственном гуманитарном университете» выступил ректор РГГУ Ю.Н. Афанасьев. Тему развило выступление директора ГМИИ им. А.С. Пушкина И.А. Антоновой «О создании музея слепков им. И.В. Цветаева». Торжественная церемония, посвященная присуждению звания Почетного доктора, HONORIS CAUSA, Российского Государственного гуманитарного университета Ирине Александровне Антоновой – директору Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Ученый совет постановляет: в знак признания высоких заслуг в развитии русской и мировой культуры, науки и искусства второй половины XX века в соответствии с Уставом университета присвоить Ирине Александровне Антоновой Присвоение звания почетного доктора HONORIS CAUSA Российского Государственного гуманитарного университета.
В этот же день состоялась Презентация Музейного центра РГГУ и открытие первой в РГГУ выставки художников-нонконформистов из коллекции Л.П. Талочкина, которая в 2000 году под названием «Другое искусство» будет открыта для публики как самостоятельный раздел экспозиции Музейного центра.
24 мая – 21 июня 1996 г. Выставка слепков античного искусства из коллекции И.В. Цветаева (ГМИИ им. А.С. Пушкина) – первое знакомство публики с идеей создания Учебного художественного музея как отдела ГМИИ им. А.С. Пушкина, который экспозиционно входил бы в структуру Музейного центра РГГУ.
Апрель 1997 г. – окончание всех ремонтных и реставрационных работ. Основные партнеры ГМИИ и РГГУ в деле создания Учебного музея: МП «Музеум» (В.А. Фанкин), АО НПСП «Светосервис» (В.А. Яковлев), СНПП «Исток-лазер» (Е.О. Псковитинов, В.А. Копылов).
30 июня 1997 г. – открытие Учебного художественного музея.
В экспозиции цветаевского музея на Миусах – около 750 экспонатов (гипсовые слепки, гальванокопии, живописные копии античной живописи), которые не повторяют экспонаты, представленные в главном здании Музея изобразительных искусств. В Учебном музее нашли место даже целые разделы, длительное время отсутствовавшие в экспозиции на Волхонке.
Над экспозицией Учебного музея работал большой коллектив его сотрудников во главе с директором ГМИИ И. А. Антоновой: И.А. Данилова, Т.В. Потапова, Б.И. Перлов, В.Н. Тяжелов, С.И. Ходжаш, В.П. Толстиков, Л.И. Акимова, Е.А. Савостина, О.В. Тугушева, Д.К. Бернштейн, Н.В. Смирнова, И.В. Баканова, А.Н. Баранов. В концепцию экспозиции была заложена визуализация «генетической» связи с Музеем на Волхонке как напоминание о тех залах, которые существовали на момент открытия Музея в 1912 году.
В Учебном художественном музее интенсивная жизнь: проходят занятия по истории, истории искусств, рисованию, Дни открытых дверей, концерты старинной музыки, научные конференции и творческие встречи. Но одна из важнейших задач учебного музея – вовлечь студенческую аудиторию в сферу искусства, сферу творчества.
Новый шаг: в специально подготовленные выставочные залы Музейного центра РГГУ в декабре 2004 г. въезжают подлинники из ГМИИ им. А.С. Пушкина – работы мастеров основных национальных школ эпохи зарождения жанра натюрморта: голландской, фламандской, итальянской, произведения французских художников.
Выставка «Вещь – весть. Натюрморт XVII – XX веков из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина» (автор концепции – И.Е. Данилова) раскрыла новые возможности партнерства одного из крупнейших музеев нашей страны с Российским государственным гуманитарным университетом. Это была первая в РГГУ выставка подлинников мирового значения в специальном зале, перестроенном по проекту Б.А. Мессерера. Новизна проекта сказалась и на длительности сроков проведения выставки – она демонстрировалась в течение полугода, с 22 декабря 2004 года до 10 июля 2005 года.
В Российском государственном гуманитарном университете создание учебно-научной музейной структуры стало частью университетской образовательной стратегии развития под названием «Образование средствами искусства». Всего за время своего существования Музейный центр при поддержке руководства РГГУ открыл более двухсот выставок известных и начинающих художников. Большая часть выставок связана с образовательными программами РГГУ, особенно с программами Факультета Истории искусства, Учебного центра «Арт-дизайн». Десятки выставок состоялись в контексте открытия и деятельности международных центров РГГУ, в рамках международных конференций и форумов.
Сегодня университетский Музейный центр составляют несколько экспозиций: экспозиция «Другое искусство» (коллекция Михаила Алшибая), посвященная российским художникам-нонконформистам, экспозиция «Искусство Древней Мексики», экспозиция «Визитная карточка РГГУ», выставочный зал. Музейно-выставочные проекты – не только часть образовательных программ РГГУ, но и часть имиджевой стратегии университета.
Юбилейная выставка состоит из двух частей. Первая – произведения из фондов Музейного центра, это дары художников или их наследников. Вторая часть посвящена участию Музейного центра в творческих встречах студентов и преподавателей РГГУ с деятелями культуры и искусства в контексте образования средствами искусства. Все фотографии сделаны в разные годы жизни главным художником Издательского центра РГГУ Валерием Сурковым, которого, увы, уже с нами нет.
В создании выставки приняли участие Екатерина Александрова, Наталья Тимофеева, Ольга Фомичева, Ника Лаврентьева, Андрей Агафонов, Анна Шекурова, Андрей Белоусов, Анна Казьмина, Антон Иванов.
Художник-экспозиционер выставки – Олег Кормышев.
Ирина Баканова, директор Музейного центра, профессор кафедры музеологии РГГУ
|