Александр Шнуров впервые появился на московской художественной сцене в середине 1970-х гг. В конце 1980-х эмигрировал в США. Его творчество часто относят к соц-арту, хотя сам художник этого мнения не разделяет, считая что с соц-артом у его произведений есть лишь внешнее сходство. Отправной точкой творчества художника, как и у остальных представителей этого направления в русском искусстве, служит советская символика и штампы. Но Шнуров развивался абсолютно самобытно: его интересует не внешняя форма, а внутренний процесс вырождения образной системы искусства и перерождение ее в систему “антиобраза”.
Постепенно от тонкой мультяшной иронии ранних работ Шнуров переходит к переосмыслению образа Ленина - “злого гения” российской истории. Художник развивает тезис, что вся советская действительность была движима сатанинскими силами. Серии произведений, посвященные этой проблеме, художник называет “Шайтан-арт”. В этих работах дьявольский образ Ленина трансформируется в историю азиатских цивилизаций.
Шнуров разрабатывает теорию антиобраза. “В основу антиобраза я положил “вырожденческий образ положительного героя”, подлежащий исправлению с целью констатации его изображения и превращения его в “вещь в себе”, т. е. “изображения изображения”, - говорит художник.
Живописное воплощение этой теории - обширная лениниана, написанная акрилом на разноцветных шелковых знаменах. Монструозные образы вождя мирового пролетариата извиваются подобно змеям, принимая самые причудливые и неожиданные очертания. "Владимир Ильич, как прихотливый джин, выпущенный из бутылки, игрив и страшен в своих воплощениях. На одном из канонических портретов голову его оседлал ушастый упырь, дьявольский знак которого внедрен в знаменитый лоб, руки приведены в уровень со щелью глаз. Вихри отрицательной энергии то ли вдуваются, то ли выдуваются из ушей вождя” (В. Агафонов).
Юлия Лебедева-Грецкая
|