История отечественной фотографии как история «визуальности», или «визуализации» времени, определенных объектов, событий, связана с темой переустройства мира как художественного поиска. В первое десятилетие после революции 1917 г. в молодой советской фотографии еще доминируют так называемые фотографы-пикториалисты, то есть фотохудожники, получившие признание еще до революции, продолжающие поиски красоты в новых формах на старой эстетической базе. Они ищут вдохновения вне социальных событий, вне политики. Их особое внимание направлено на изучение элементов художественности в некоторых видах движения. Возглавляет такое направление Государственная академия художественных наук (ГАХН). В Москве в 1925-1928 годы проходят четыре выставки, посвященные изучению пластики движения средствами графики, живописи и фотографии, под единым названием «Искусство движения». Гимнастические композиции, снятые фотохудожниками, отличаются особой эстетической утонченностью. Главное в этих фотографиях – передача эстетического элемента движения, художественная интерпретация танца.
Большое внимание уделяется съемкам упражнений на открытом воздухе. Например, любимым сюжетом фотографа Власьевского является прыжок, в котором раскрепощенное тело находится в свободном полете. Его работы перекликаются с фотографиями немецкого фотографа Герхарда Рибике, в том числе сделанными для рекламы фильма режиссера Вильгельма Прагера «Путь к силе и красоте», купленного Совкино по случаю первой Спартакиады СССР 1927 г. Алексей Сидоров при съемке гимнастических композиций использует прием мультиэкспозиции. Фотография становится главным инструментом в фиксации движения, сочетая документальную точность изображения с его художественной выразительностью.
Фотохудожников вдохновляли поиски Айседоры Дункан, открывшей школу свободного танца в Москве в 1921 г. Первое десятилетие после революции (до 1930 г.) именно эти фотографы представляли советскую фотографию за рубежом, участвуя с большим успехом во многих выставках.
Молодые советские фотографы-репортеры тему раскрепощенного тела раскрывали по-своему, занимаясь эстетическим поиском в русле утверждающегося канона нового человека-коллективиста. Они фотографировали спортивные парады, на которых юноши и девушки маршировали с огромными портретами И. В. Сталина; любовались молодым здоровым телом, снимая «живые пирамиды», фиксируя оптимизм поколения строителей новой жизни. Участие в параде делало человека членом коллектива, нивелировало его индивидуальность, что способствовало развитию нового социалистического общественного сознания. В двадцатые и тридцатые годы в СССР спорт стал государственной политикой. Спорт компенсировал напряженный труд и неудовлетворительные бытовые условия жизни, организуя досуг трудящихся, формируя образ советского человека. Совершенное владение телом декларировалось как цель. Фотографы и живописцы были призваны эту цель обслуживать.
Ситуация резко изменилась в начале 1930-х годов. Власть все активнее стала вмешиваться в искусство, которое теперь активно используется в идеологических целях. В 1930 г. ГАХН преобразовали в Государственную академию искусствознания, прекратил свое существование журнал «Фотограф» - основное издание фотохудожников…
Сегодня тема «Искусство движения» все больше привлекает внимание специалистов в области истории фотографии. Этот пласт фотографий на разных уровнях осмысливается кураторами различных фотовыставок. Данная выставка - первая из цикла выставок по истории фотографии, задуманного Учебным центром Арт-дизайн факультета истории искусства в рамках программы изучения фотографии по направлению «фотограф-дизайнер».
Алексей Логинов,
профессор Учебного центра «Арт-дизайн» факультета Истории искусства
куратор выставки
|